О ненависти и любви, жизни и смерти, каре и прощении - о войне: "Опять они поют".

О ненависти и любви, жизни и смерти, каре и прощении - о войне: "Опять они поют".

Совершенно нежданно-негаданно мой сотовый телефон заверещал в пятницу около шести вечера. Голос Владимира бодро сказал: "Собирайся, идешь на премьеру, я тебе билет отдал!" Отказаться, несмотря на всю усталость, было немыслимо, я помчалась за билетом и еле-еле успела к началу спектакля.

После блога Якова долго размышляла - стоит ли писать, ведь он уже все сказал, многое из того, что и мне хотелось выразить - выразил. Но я все же решила: не буду писать об актерах, мастерах света, звукорежиссерах и композиторах, о них замечательно написал Яков, спасибо им огромное и низкий поклон. Немного расскажу о своих впечатлениях от этой трудной, пронзительной философской драмы.

Сразу прошу прощения за качество фото, так и не смогла понять, что с моим телефоном, то отлично, то безобразно.

Я не успела прочитать пьесу Макса Фриша, у меня последнюю неделю события мелькают как в кино, некогда даже плотно посидеть на сайте. Поэтому развитие действия в спектакле я представляла очень смутно. Единственное, что я поняла сразу, это то, что в спектакле будет немного действия и много размышлений. И ошиблась: действия было достаточно, как физического, так и движения души.

Спектакль долгий, тяжелый, полный мучительной рефлексии. И после антракта в зале было очень мало пустых мест, я ожидала больше и прямо-таки вздохнула с облегчением. А овация и слезы стоявших зрителей в конце спектакля утвердила меня в мысли, что культуры театрала в сахалинцах все же гораздо больше, чем бескультурия.

Монологи... Диалоги... В споре рождается истина, говорите... В этих диалогах истина действительно рождалась, в крови и муках, в отчаянии и безнадежности.

Диалог офицера Герберта  и солдата Карла, которые еще и выросли бок о бок. Один уверенный в себе и своем превосходстве, другой - мучимый ужасом от содеянного и совестью. Один - исполняющий приказы, другой - эти приказы отдающий.

Один - способный легко отправить на расстрел друга детства, другой - дезертирующий из войск, чтобы не расстреливать священника, которого (и Карл это знает) все равно расстреляют.

Он уходит "к матери", не подозревая, что ее уже нет в живых, и уходит он за ней в небытие.

Жена Карла, Мария, не склонна к глубоким размышлениям. Она любит мужа, ждет его, она страшится за его участь, беспокоится о ребенке, которого отец еще не видел. Все мысли и эмоции просты и направлены на ожидание счастья, несмотря на войну. Отец Карла сначала предстает этаким бюргером, учителем, яростно ругающим тех, кто бомбит города Германии, в его глазах те, кто несет смерть и разрушения с воздуха - "они просто дьяволы! Просто дьяволы…Хотел бы я хоть раз взглянуть на них — глаза в глаза…" В сцене выясняется, что Герберт был еще и лучшим учеником отца Карла, они даже играли дуэтом на музыкальных инструментах. 

Далее на сцене появляется группа американских летчиков. Не просто, а в хореографической композиции. И в ней же сверху медленно опускаются пилотные кресла для них.

Обычные парни на войне: играют в шахматы, пишут письма, слушают музыку.

На фоне музыки разгорается спор о соответствии красоты музыки Баха и жестокости и мерзостей, творящихся теми, кто принадлежит к той же нации, что и композитор.

Снова всплывает Герберт - один из летчиков до войны жил с ним рядом, они были (или считали себя) друзьями! "Это тот же самый человек, - говорит Радист, -  который сотнями расстреливает заложников, убивает женщин и детей, — тот же самый, что играет на виолончели, — душевно, ты понял, душевно!" И слова, которыми Радист клеймит противника - те же, что и в устах отца Карла: "Они просто дьяволы! Просто дьяволы…"

И в то же время сам Радист говорит такое, что хочется воскликнуть: хочешь увидеть дьявола? Посмотри в зеркало!

Радист. Нельзя жить в мире с дьяволом, если ты живешь с ним на одной планете. Остается только одно: быть сильнее дьявола!

Эдуард. Ты хочешь сказать — подавлять целые народы…

Радист. Я хочу сказать — стирать, стирать с лица земли…

Эдуард. Стирать с лица земли?

Радист (уже готов к вылету). Другого выхода нет.

Эдуард (еще возится). Я не верю в силу, никогда не поверю, даже если в один прекрасный день она окажется в наших руках. Нет силы, способной стереть дьявола с лица земли…

Радист. Почему же?

Эдуард. Везде, где есть сила,- там остается и дьявол

 

Спор о неотвратимости кары или прощения прерывается.

 

Карл и его отец - в подвале дома. Трудный, страшный разговор для почти обезумевшего солдата, узнающего, что его отец тоже "исполнял приказы". Горький, полный страха и боли разговор для отца, слушающего приговор от сына.

Каждое твое слово — это обвинение нам. Нельзя, нельзя оправдывать себя повиновением,- даже если оно остается последней нашей добродетелью, оно не освобождает нас от ответственности. В этом-то все и дело! Ничто, ничто не освобождает нас от ответственности, она возложена на нас, на каждого из нас — каждому свое. Нельзя передать свою ответственность на сохранение другому. Ни на кого нельзя переложить бремя личной свободы — а именно так мы и пытались сделать, и именно в этом наша вина.

Меня восхитил мастерский способ передать авианалет: это и звуковое сопровождение, полное сирен и грохота, это видеоряд на экранах в глубине сцены - разрывы, падающие бомбы и самолеты. Ощущение паники и ужаса.

В сцене в подвале, где находятся Мария, отец Карла и другие, поразило удивительно уместное размещение видеокамеры, передающей в черно-белом формате происходящее на экран: она размещена за головой привратника, который является одновременно еще и наблюдателем и доносчиком, причем он это и не скрывает.

В этой обстановке родные и узнают о смерти Карла... Мария, помутившись рассудком, убегает с ребенком на улицу. А отец Карла, наконец, позволяет себе пусть тихий, одинокий, но протест.

Воздушный бой далее тоже предстает хореографической композицией

 

Картина пятая открывается сценой, в глубине которой виднеется храм, похожий на тот, который был и в начале спектакля, но этот храм, сразу понимаешь - небесный: он весь пронизан светом и усыпан звездами, он меняется, переливается, трепещет...

Священник вместе с мальчиком нарезает хлеб, разливает вино.  С осознанием, что его не может быть среди живых, приходит понимание, что и он, и малыш - тени, души. И уже за чертою жизни священник продолжает кормить и поить страждущих - тех, кто поет, тех, кто еще приходит. А приходят несколько американских летчиков, сбитых в бою. Они не сразу понимают, что уже вне жизни, продолжают рассуждать о женщинах, границах, попытках выбраться. Постепенно, неотвратимо и беспощадно приходит понимание.

Там же, в небесном храме, встречаются американский летчик Бенджамин и Мария с ребенком Карла, погибшие во время бомбежки. Вероятный убийца очень нежно и почтительно разговаривает с возможной жертвой. Они уже равны, обе жертвы.

Там же и Карл, которого ведут в этот храм все дороги. Там и отец Карла, расстрелянный лучшим учеником Гербертом. И у него, наконец, есть возможность посмотреть в глаза тем, кого он называл просто дьяволами.

Будучи там, за гранью жизни, люди просматривают каждый свою - заново, меняются представления, ценности... Вот только донести все это до живых им уже не суждено...

Когда к развалинам храма приходит жена капитана, Дженни, с сыном, оставшиеся в живых летчики Эдуард и Томас, то на сцене происходит поистине пронзительное действие: живые произносят траурные речи и обещания в память погибших, а погибшие тщетно взывают к ним, пытаясь донести открывшуюся им истину - живые не слышат. Дженни наставляет сына продолжать путь отца, Эдуард наконец соглашается с Радистом: "За это все наступит, должна наступить кара! Ты был прав! Нельзя жить в мире с дьяволом…"

Бенджамин в отчаянии говорит священнику, что все напрасно. И святой отец отвечает ему словами, возрождающими надежду:

Любовь прекрасна, Бенджамин, прежде всего любовь. Она одна знает, что все напрасно, и она одна не отчаивается.

 Последние сцены перед занавесом я снимать не могла - как и многим в зале, слезы застилали мне глаза.

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Ник_то, 28 июня 2015, в 12:21 +21
Комментарии
Написано 28 июня 2015, в 12:30
Вы ж в пятницу были? Я-то вчера)
+6
Написано 28 июня 2015, в 12:34
Яков Максимов, о как! Тогда отредактирую запись об антракте
+9
Написано 28 июня 2015, в 12:35
Нюник_просто_Анна,
спасибо за пост)
+8
Написано 28 июня 2015, в 12:48
Яков Максимов, и тебе, Яш. Тяжело дался и спектакль, и пост, в пятницу уснуть не могла.
+9
Еще 2 комментария
Написано 28 июня 2015, в 12:41
Спасибо за хороший пост

только вот фотографии в теме не открываются
+9
Написано 28 июня 2015, в 12:47
Владимир Кузовков, сейчас отредактировала, должны открываться
+6
Написано 28 июня 2015, в 12:47
Владимир Кузовков, спасибо за теплые слова.
+8
Написано 28 июня 2015, в 18:02
Нюник_просто_Анна, спасибо большое тебе Анютка за прекрасный блог и за то что откликнулась на мой звонок,прелесть,как будто сам побывал на премьере.Удачи вам друзья и благополучия!!!
+12
Еще 1 комментарий
Написано 28 июня 2015, в 13:24
спасибо за пост...
+10
Написано 28 июня 2015, в 14:48
Прочитала, очень понравилось, написано талантливо! Спасибо!!!
+8
Написано 28 июня 2015, в 15:11
читаю и слезы наворачиваются...это же мало прочувствовать...а ещё и словами смочь передать эти душевные переживания, эмоции, понимание...браво!
+9
Написано 28 июня 2015, в 18:38
Спасибо вам огромное за блог
и за то, что все-таки написали свой блог после блога Якова
+6
Написано 29 июня 2015, в 06:25
У меня нет слов, если после блога Якова и остались люди, не собирающиеся на этот спектакль, то после прочтения этого их точно быть не должно.
+3
Написано 29 июня 2015, в 22:03
Анютик, хорошо как написала. Захотелось тоже посмотреть.
Спасибо!
+3
Написано 30 июня 2015, в 09:17
Вт это да))
+2
Написано 8 марта 2016, в 08:14
Вы удивительно точно описали все те чувства, которые возникают от просмотра этого спектакля! Спасибо!
+1
Написано 8 марта 2016, в 08:16
ritupe, благодарю за мнение. Спектакль бьет наотмашь...
+2
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Концерт Валерии прошёл на бис!!!
Концерт Валерии прошёл на бис!!!
Это был последний билет на концерт Валерии. Кто же его заберет?
Это был последний билет на концерт Валерии. Кто же его заберет?