«У Санги брови словно крылья птицы!» - Ольга Акимова

«У Санги брови словно крылья птицы!» - Ольга Акимова

Ольга Акимова – главный художник Бурятского республиканского театра кукол «Ульгэр», художник-постановщик спектакля Сахалинского театра кукол "Песнь Ых-мифа. Одиночество Богов". Она удивительный человек с удивительной улыбкой, изумительным юмором, и прекрасным талантом художника. А еще она оказалась очень интересным собеседником.

 

- С чего началось ваше знакомство с Сахалином?

- Если честно, эта поездка к вам на остров для меня была большой неожиданностью. Эрдэни очень загадочный человек. В своей голове он когда-то уже нарисовал картинку будущего спектакля, придумал, что художником-постановщиком буду я, а мне ничего не сказал. И только после новогодних праздников он меня обрадовал: «Оля, мы едем на Сахалин…»

 

- Сразу поняли куда вам предстоит лететь?

- О вашем острове я слышала раньше. И наши актеры к вам приезжали на фестиваль, и наши студенческие отряды из технологического института периодически приезжают к вам заготавливать красную рыбу… На самом деле, я только вчера, после премьерного показа поняла, какой счастливый период в своей жизни я у вас провела…

 

- И вот вы приехали на остров…

- И вот мы приехали на остров. И тихими шагами, медленно, поэтапно, на ощупь шли к теме спектакля. На ощупь, потому что информации практически никакой не было. Я пыталась что-то найти о нивхах в нашей национальной библиотеке, но этого оказалось недостаточно для работы над спектаклем. Я не знала, с чего начать.

 

- То есть работу над спектаклем вы начали у себя дома, в Бурятии?

- Да. Ткань спектакля мы с Эрдэни наметили еще далеко до приезда на Сахалин, прочитав книги Санги. Поскольку информации о самих нивхах мы практически не нашли, стали отталкиваться от автора, от его мировоззрения. Было сразу решено, что в спектакле должна быть настоящая фактура, то есть природный материал. И сразу родились два главный действующих персонажа – бабушка и дед. Мы их сделали из дерева с нашими художниками-декораторами. Наши актеры говорят, что кукла из дерева отличается от куклы бутафорской не только внешне, но и внутренне – ею управляется как-то по-другому. Кукла – это же музыкальный инструмент, работать с которым каждый актер учится, прежде чем выйти на сцену. Мы в своем театре привыкли к нашим актерам, мы знаем, как под них сделать куклу, но не знаем ваших. Поэтому приходилось что-то переделывать, исправлять, чтобы ваши кукловоды могли легко работать куклой.

 

- А цвет? Почему спектакль такой темный?

- Когда мы с артистами побывали в экспедиции, нам сказали, что в принципе у нивхов нет цвета, и я подумала – «Точно! В спектакле не будет цвета». Хотя, об этом я только догадывалась. Было решено сделать акцент на лица и руки. Вообще, все время нас преследовали какие-то знаки, подсказки свыше.

 

- Этнических спектаклей в вашем театре много? Я уже беседовал с Эрдэни и сказал, что ваш «Дэрсу» мне очень понравился.

- С «Дэрсу» всякий раз происходят загадочные вещи, но в то же время интересные. Эрдэни очень долго шел к этому спектаклю, он каждый раз говорил мне, что нужно поставить этот спектакль. Но не было необходимости. И в какой-то определенный момент мы оба созрели для этого спектакля. Так же как и «Песни Ых-мифа…», в  «Дэрсу» используются природные материалы. И задолго до репетиций мы поехали в лес – как раз-таки на поиски нужного материала. Была зима, нас в лесу несколько человек, мы спокойно себе копаем, ищем. И вдруг ниоткуда появился старичок, и сказал, что тут поблизости голодные волки. Во-первых, мы опешили от внезапного появления дедушки, а во-вторых-от того, что рядом волки. И мы в напряжении, глядя по сторонам, продолжали искать коряги для спектакля. Слава Богу, ничего с нами не случилось. Привозим мы в театр целый грузовик коряг, веток, палок, а Эрдэни выбирает всего одну – эта коряга кстати несколько лет назад приезжала к вам «На острова чудес». А в прошлом году эта самая коряга загадочным способом пропала из театра – просто исчезла, бесследно. А нам нужно было ехать на фестиваль в Казахстан, и мы снова отправились в леса. Долго искали подходящую нам корягу. И нашли. За новым буддийским храмом. Сейчас она у нас в театре под особым присмотром.

 

- Этнические спектакли пользуются популярностью?

- Этнические – да. Нас хорошо знают, и когда мы предлагаем в каком-нибудь городе или стране показать, например «Русалочку», нам отказывают, хотят видеть что-то необычное.

 

- Можно сказать, это ваша фишка, визитная карточка театра «Ульгэр».

- Да, но наш родной зритель привык ходить на обычные спектакли. Ажиотажа вокруг этники нет.

 

- А какие в вашем личном репертуаре еще спектакли?

- Их так много. Я же пятьдесят лет работаю в театре (шутит). Я много спектаклей поставила в драмтеатре. Потом Эрдэни позвал в куклы. И был такой период, когда всю художественно-декорационную работу выполняла практически я одна… Ой, да много спектаклей у меня – и «Кот в сапогах» и «Женитьба Фигаро»…

 

- А сейчас вы в театре главный художник?

- Наиглавнейший.

 

- Ольга, вы же бываете в разных театрах, видите много спектаклей, в том числе и нашего театра. Сильно отличаются?

- Отличаются, и это хорошо. В вашем театре чувствуется трогательное отношение к детям, у вас все для них. Я смогла посмотреть только один спектакль, «Лесную музыку», и он для меня стал какой-то неожиданностью – в нем есть все, что я (как художник) не люблю, но он мне понравился. Парадокс. Актерские работы мне понравились. И вы, Сергей, мне понравились. Я даже кому-то из ваших сказала, что с удовольствием бы забрала в наш театр.

 

- Ого! Спасибо! А как вам наша Сахалинская земля?

- Для меня остров Сахалин стал чем-то космическим. И все это благодаря экспедиции. Если бы не она, спектакль, думаю, не состоялся. Нет, спектакль бы был, но был бы «сувенирным». Благодаря вашей природе, энергии людей спектакль стал таким каким должен быть.

 

- С интересными судьбами встречались?

- Запомнила бабушку 85-ти лет. Она рассказала о своей долгой трагической жизни – и как ее брат стал рыбаком, и однажды уйдя в море, никогда оттуда не возвращался; она рассказала, что родила семерых детей, а в живых осталась только одна девочка… Она даже матери своей не помнит. Тогда я поняла, когда соприкасаешься с такими людьми, с такими историями, врать нельзя, я имею ввиду, на сцене.

 

- Вы познакомились С Владимиром Санги?

- Это удивительный человек, это глыба сахалинской земли. Не зря он вождь своего племени… А вы видели, у него брови как крылья птицы?

 

- Нет, не заметил…

- Я первый раз увидела человека, у которого брови словно крылья. А какая у него высокая шея. Это говорит, что он духовный человек, всю жизнь тянется туда, наверх, может даже к самому Богу. И после беседы с ним, я подошла к актерам и сказала: «Как чувствуете, так и плывите». И у нас все вышло удачно - Санги остался доволен.

 

Беседовал СЕРГЕЙ ОМШЕНЕЦКИЙ

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Сергей Омшенецкий, 25 апреля 2015, в 11:00 +11
Комментарии
Написано 28 апреля 2015, в 12:36
Здорово! Очень хорошо, когда артист театра еще и блогер. И может радовать обитателей "Культурного пространства" такими вот интервью! Как говорится, аффтар пешы исчо!
+2
Написано 28 апреля 2015, в 14:12
культУРА, так я даааавно пишу... Можно сказать, да нет, так оно и есть - создание культурного пространства принадлежит мне))) даже логотипчик мой оставили аствэшники))
+1
Написано 28 апреля 2015, в 16:05
Сергей Омшенецкий, я знаю, это я позже пришла на АСТВ. Мне все про вас все рассказали. Просто был перерыв и я рада, что вы вернулись
Об этом и пишу
+1
Написано 28 апреля 2015, в 17:46
культУРА, ооо. Обо мне рассказы рассказывают?! ))))
+1
Еще 1 комментарий
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Мужчины млели от Кристины Орбакайте)
Мужчины млели от Кристины Орбакайте)
Идеальное преступление
Идеальное преступление