Скупой
В качестве финального фейерверка 85-театрального сезона, вслед за взбудоражившими всех театралов города эпатажными премьерами, наш театр решил угостить нас изысканнейшим французским блюдом (по первым отзывам тоже оказавшимся несъедобным шокирующим для некоторых) – комедией Мольера «Скупой» .
Блюдо было щедро сдобрено отменной буффонадой, интригующими декорациями, великолепными костюмами с энигматичными аксессуарами, да так щедро, что я поняла, что мне сложно писать, так как мысли как-то крутятся, перескакивают и натыкаются одна на другую, недоуменно хмыкают, поднимают в изумлении брови, падают в физическом изнеможении…еще бы...ТАКОЕ я видела впервые!
Перед глазами то Гарпагон (В.Байдалов) с чесалкой в виде загребущей железной ручонки выскакивает в женской сорочке пузырем (которую видимо носила его покойная жена, лет –цать тому назад будучи беременной), то букетики, которые в те далекие времена с их плачевными гигиеническими навыками использовались не только для красоты, но и для (или от…или одновременно для и от) запаха, а еще оказывается ими можно успешно заткнуть рот, то кенгуру (смысл которой так и остался до конца непонятным, но предположение есть) на голове Фрозины, переместившаяся во втором акте на ее муфточку, то невозмутимый господин Ансельм с вязанием, то еще десятки деталей, каждая из которых навязчиво всплывает в голове требуя объяснения…и голова кружится от этого водоворота цвета, костюмов, грима и таинственных мыслеобразов режиссера, а еще играет волшебная фолия…о, эта фолия - наваждение от которого не хочется избавляться…
Надо хоть как-то сосредоточится и насколько это возможно поделиться своими впечатлениями от этого эффектного и необычного зрелища…
Итак…Постановку пьесы доверили Олегу Еремину, санкт-петербургскому режиссеру, сотворившему фееричную смесь из Чуковского и Бродского («Муха», 2007) в своем дипломном спектакле. «Да-аа… - многозначительно и обреченно протянула я, окунувшись в фотоматериалы и отзывы об этом спектакле, - однако…» «Зачатки моего интеллекта еще не настолько велики, чтобы суметь оценить, понять и принять ТАКОЙ театральный авангард…» - печально вздыхала я. Мне не оставалось ничего кроме того, как попытаться успокоиться, надеясь, что режиссер не будет СТОЛЬ авангардным, как в своем дебюте.
Интересно, что в январе 2008 года в одном из интервью Олег Еремин обмолвился: «Я боюсь Мольера…не знаю как надо его сейчас ставить, чтобы он был современным, чтобы не было расфуфыренного цирка в панталонах и париках». http://www.alexandrinsky.ru/magazine/rubrics/rubrics_144.html
Прошло немало времени и режиссер решился таки обратиться к творчеству великого комедиографа… И здесь было все: и сногсшибательные парики и стильные панталоны (одни были вовсе меховые!) и расфуфыренный цирк театр, а современным...современным Мольер будет всегда, как его не ставь...
Поразило то, что текст комедии прозвучал полностью и то, с какой легкостью он воспринимался - несомненная заслуга наших талантливых актеров!
Тема денег и остро-насущные вопросы по их сбережению и приумножению всегда любопытны зрителям и уж тем более во время задорно резвящегося в стране экономического кризиса. Зал был полон. На сцене странная смесь из перезрелых помидор и яичной скорлупы, наводящая на мысль, что здесь или уже кого-то освистали и забросали гнилыми помидорами и тухлыми яйцами, или готовятся это сделать, ведь публика того времени не особо стеснялась в выражении своих отрицательных эмоций. За всем происходящим и за нами, зрителями, наблюдают еще одни зрители и одновременно действующие лица постановки, вооруженные театральными биноклями, периодически поднимаясь, чтобы сыграть свою партию и вновь занимая место зрителя, да еще между делом успевая что-то переставить, унести и притащить, заштопать разорвавшийся театральный занавес, полить цветочки... То ли жизнь – театр, то ли театр в жизни, то ли театр в театре… Какой-то сумасшедший микст, где даже слепоглухонемая пытается понять что ТАМ происходит, наблюдая за происходящим в бинокль.
Костюмы получились умопомрачительные, кокетливые чулочки на Гарпагоне умиляют, платья на актрисах восхищают женскую и волнуют мужскую половину зрителей. Лафлеш (А.Кузин), он же Жак, он же – Клода и другие, играющий роль и выполняющий работу всех слуг семейства Гарпагона, то и дело предстает в новых одеждах, ладно сидящих на его статной фигуре (особенно розовое платьице))) ).
Гарпагон получился чертовски обаятельным (иным он и не мог получиться в исполнении замечательного!!! В.Байдалова) старикашкой, смешным, милым и жалким в своих скупости, гневе, расчетливости и подозрительности… Терзания бедняги по поводу украденной шкатулки вызывают сострадание, как к ребенку у которого отняли любимую игрушку. Его чесалка, с которой он не расстается - как скипетр власти, но она превращается в конце-концов в банальную палочку немощного старика, от которого, из-за его невыносимого характера, отвернулись все… И он ходит по замкнутому кругу своей скупости (такой одинокий и несчастный, что еще чуть-чуть и прослезишься) пока не уйдет в небытие, время от времени возрождаясь , однако, в виде нью-гарпагонов и в литературе и в жизни.
Сынок его, Клеант , потрясающе сыгранный Сергеем Авдиенко, тоже личность отнюдь не канувшая в лету , а очень даже часто встречающаяся в нынешнем обществе. Эдаких великовозрастных балбесов и шалопаев, способных только на то, чтобы тянуть денежки с родителей, и еще упрекать, что мало дают, влезающих в немыслимые долги, а затем театрально играющих на родительских чувствах – предостаточно…
А уж с хитрых льстецов, как Валер /Илья Романов/, ловко снимающих с себя ответственность за свою же двуличность и лукавство, видимо многие взяли пример и даже гордятся своими способностями. Ведь оказывается все просто: «… виноват не тот, кто льстит, а тот, кто любит лесть... Подражай людям в их склонностях, следуй их правилам, потворствуй их слабостям, восторгайся каждым их поступком — и делай из них что хочешь».
Да уж! Несколько сотен лет прошло, а «лица» всё те же…всё возвращается на круги своя... Всё так же выходят замуж по расчету или напротив вступают в брак, не задумываясь о жизнеспособности семьи из инфантильных особей, все так же лицемерят, стремятся нажиться любым способом, даже самым безнравственным…увы...
Здесь всего лишь малая часть тех эмоций, что до сих пор не отпускают меня…Видно, что актеры тоже получали удовольствие от игры...Это просто праздник какой-то! Обязательно пойду еще раз!
+7-962-125-15-15
Я до этой постановки смотрела Скупого театра на Литейном(не вживую, увы) в восторге от самого спектакля и от Фурмана в роли Скупого...улавливается нечто схожее с байдаловским...но наш - милее и обаятельнее..)))
А отзыв хорош!