Как я писала Тотальный диктант
14 апреля этого года состоялся очередной Тотальный диктант. Писала я этот диктант добровольно и для собственного удовольствия. Ещё со школы, а закончила я её ровно 25 лет назад, у меня накопился неплохой багаж знаний по русскому языку, в последние 15 лет старательно обновляемый моими детьми-школьниками, их учебниками, уроками и странными словами и оборотами речи, иногда требующими коррекции и помощи Розенталя, Ожегова, Даля, а то и всех одновременно. Свои уроки русского языка в школе я не любила. Учительница по этому предмету была замечательная, но её уроки... слишком академические, слишком правильные, слишком строгие вызывали иногда тоску и уныние даже у хорошистов и отличников. Но для меня всё это всё равно было не зря. Чтение "запоями", уважение к своему родному языку появились у меня тогда же, в школе, и остались со мной навсегда.
И вот теперь я иду писать Тотальный диктант, освежив свои знания сведениями из академического учебника, который я так упорно и долго не любила, и вдохновленная собственным успехом прошлогоднего диктанта, который я написала на "отлично". Воодушевленный моим же успехом, а так же "чё, я не смогу что ли" , идёт со мной и сын-школьник, которому через год сдавать ЕГЭ.
Предчувствия, которые обязательно появились ещё с момента анонса диктанта ( а куда без них?) , подсказывали настойчиво, что этот диктант будет не из лёгких. Книг автора текста и никогда не читала, да и про самого автора, если уж совсем честно, вообще никогда не слышала, но была уверенность, что женщина напишет что-то очень близкое к классике, щедро сдобрит всё описаниями природы, нагромоздит сложных имен, оборотов и сравнений. И то, что споткнусь я в этом диктанте на самом ровном месте, предчувствия тоже предупредили. И не ошиблись.
Первое же предложение вызвало желание сразу сесть за парту с ровной спиной и дышать через раз. Имя главного героя было потрясающе книжным и прямолинейным, как древний шкаф с учебниками - Якоб Иванович Бах. Ну а какое ещё имя ожидать от современного писателя для учителя немецкой словесности, жившего сто лет назад в России? И вот у этого Якоба Ивановича наступило утро, и он только просыпался. На перине. При свете звёзд. И слушал мир. А с другой стороны, что ещё делать утром учителю с такой фамилией? Лежи, не торопись, наслаждайся - красота. Но внезапно во втором предложении утро Баха перестало быть для меня томным и превратилось в так и не разрешенную до конца диктанта загадку - звуки какой, и куда, и как текущей жизни слышал Якоб Иванович. Не помогло ни многократное прочтение предложения, ни вопросы таких же запутавшихся пишущих людей. То ли звуки невнятные в аудитории, то ли уши неправильные у писавших, то ли предложение кривое, но об это предложение, как выяснилось потом, споткнулось большое количество людей.
Дальше - больше. Запятые, двоеточия, тире сыпались как из рога изобилия, описывая мычание, бренчание, дыхание ветра и даже подсвистывание седой мыши, а Бах, учитель словесности, всё лежал и перине и , похоже, совсем никуда не собирался. Люди в аудитории изнывали под тяжестью синтаксиса и пунктуации, исписав уже одну сторону листа формата А 4, а Якоб Иванович, лёжа в постели, всё слушал собак, мышей и зевающих на крыльце соседей. Кто-то не выдержал и вышел из аудитории. Впереди сидящая дама вздыхала и старательно писала, сокрушенно крутя головой. Мой сын писал, молча страдая и с благодарностью за гуманность вспоминая едва слышным шепотом ОГЭ ( экзамен за 9 класс). От волнения он терял буквы в знакомых словах .
И вдруг в последнем абзаце в шесть утра Бах оказался внезапно одет, причесан и из постели сразу переместился к пришкольной колокольне, чтобы просто ударить в колокол. Один раз. Ну это я кратко рассказала, а на самом деле там развивалось целое действо почти на полстраницы с завязкой, кульминацией и эффектным финалом. И всё это было щедро сдобрено всеми знаками препинания, кроме кавычек. Стало немного даже обидно за кавычки.
Мой подросток, слегка ошалевший от накала диктанта, сдавая свой листок, громко сказал : " Даже на экзамене в школе было легче! Надеюсь, что хотя бы "двойки" не будет". За этот диктант он получил "тройку", а я "четверку". Результатом очень довольны.
Ходите на диктант, пишите диктант. Это может быть трудно, но одновременно и нескучно, если прийти с правильным настроением и делать это прежде всего для себя.
Фото себя для блога я взяла в сети, автору спасибо.
+7-962-125-15-15
Атмосфера на диктанте действительно прекрасная, настроение отличное и чувство такое, что делаешь очень важное дело.