Несмотря на то, что почти из каждого утюга рассказывают о том, как не стать жертвой мошенников, люди все равно диктуют по телефону данные карт, переводят деньги на "якобы" защищённые счета и берут для мошенников кредиты.
Владимир Путин подписан закон, согласно которому банки должны будут проверять все переводы физлиц и возмещать в полном объёме все украденные мошенниками деньги. Однако он вступит в силу только через год - 25 июля 2024 года. А пока член организации "Ассоциация руководителей служб информационной безопасности" Александр Токаренко и генеральный директор информационно-аналитического агентства "TelecomDaily" Денис Кусков напомнили, как вести себя с мошенниками и чего делать категорически нельзя.
Во-первых, оба эксперта напомнили, что ни банки, ни полицейские, какие-то сотрудники госорганов не будут звонить гражданам. Тем более по мессенджерам. И значок "Госуслуг" или герба ведомства не являются подтверждением подлинности.
Не стоит и пугаться того, что звонящий знает личные данные, вплоть до номера паспорта. Люди опрометчиво оставляют цифровой след - данные в интернете, которые можно использовать. Но без доверчивого собеседника на другом конце провода они, по большей части, бесполезны.
"Ну во всяком случае не в коем случае нельзя высылать ни карты, ни паспорта через электронные сервисы. Максимум - через "Госуслуги" авторизоваться.
Когда начинают магазины или какая-нибудь бытовая компания начинает требовать паспорт, СНИЛС и всё прочее - им надо просто откровенно говорить, чтобы они это не делали и в крайнем случае писать жалобу в Роскомнадзор и прокуратуру, потому что эти данные им для работы не требуются. Потому что из их базы это всё и утекает", - объяснил Александр Токаренко.
Денис Кусков посоветовал вообще не брать трубку с незнакомых номеров. А еще лучше - установить себе на смартфон специальные программы. Есть голосовые ассистенты от телеоператоров, которые блокируют спам-звонки. Также есть приложения, которые также определяют потенциально опасные или мошеннические звонки. Также эксперт порекомендовал не говорить слова "да" и "нет". Если взять трубку необходимо, то лучше сначала молчать и подождать, пока заговорит собеседник.
"Что касается "Госуслуг", надо понять, что "Госуслуги" - это приложение, это не "Сбербанк", это не ВТБ, не "Газпром", оттуда никто звонить будет. Это приложение, которым вы пользуетесь.
Никаких звонков с Госуслуг не бывает вообще, от слова совсем. Здесь надо понять, как только представляются "Госуслугами" - сразу класть трубку и не вступать с ними в диалог", - подчеркнул Денис Кусков.
Он добавил, что даже если звонок кажется максимально достоверным, нужно положить трубку и перезвонить на номер горячей линии, если звонили из банка, или на общий телефон ведомства, в котором якобы работал собеседник.
На следующее утро я действительно пришёл в прокуратуру и эта сотрудница была реальной! Хотя по её поведению её трудно назвать сотрудницей...
Тогда и под корягой сидеть, как бы чего не вышло, не придется.