Этот материал – признание в профессиональной неудаче. Мы не смогли найти документы, которые должны дать ответ на серьезный вопрос. И рассчитываем, что эта публикация заставит специалистов и сотрудников СТК «Горный воздух» присоединиться к поиску ответа.
Для нас эта история началась летом. Тогда к нам обратился один строитель с просьбой обратить внимание на то, как смонтированы опоры канатной дороги «Горного воздуха». Обратившийся работает в государственном ведомстве и просил не называть его имени. Он говорил, что, вполне возможно, опоры установлены неправильно.
- По идее, в таких конструкциях между фундаментом и опорой должна быть подушка из безусадочного бетона - она равномерно распределяет нагрузку на весь фундамент. А сейчас вся мачта держится на нескольких нитках резьбы гаек и на самих шпильках, - говорил наш информатор.
И нагонял жути: «Опоры эти простояли уже 7 лет, они испытывают постоянные динамические нагрузки. Однажды мачта (причем, любая из них) может не выдержать ветровых нагрузок, вибрации от работающих механизмов, перепадов температур и одна-две шпильки, не укрепленные бетоном, просто переломятся. Или отколется бетон фундамента. Тогда мачта сыграет набок - назад-вперед ей упасть не дадут тросы - и вызовет цепную реакцию соседних мачт, ибо нагрузка рывком будет колоссальная. Повалиться может вся дорога, а это сотня кабинок или несколько сот человек. И кто-то внизу. А с такой высоты жертвы будут однозначно».
Оказалось, что получить консультацию у строителей по этому вопросу не так просто. Всего несколько человек согласились прокомментировать снимки, но только Кирилл Фролов, эксперт сахалинского отделения ОНФ, не возражал, чтобы на него ссылались.
- На одном фото видно, что между нижней металлической пластиной опоры и фундаментом нет промежутка, - говорил Кирилл, – Обычно в это пространство набивается бетон на мелком заполнителе. На другом фото видно, что между «опорной пластиной базы» опоры и фундаментом нет бетона на мелкозернистом заполнителе. Технически это является нарушением, которое может привести к обрушению.
Все опрошенные нами строители сходились во мнении, что без проектной документации делать какие-то выводы нельзя. Об этом же, когда мы обратились к ним за помощью, сообщили и эксперты из московского Центрального ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского и проектного институт строительных металлоконструкций им. Н.П. Мельникова, ведущей организации России в области строительных металлических конструкций. Заведующая ОКСН ЦНИИПСК им. Мельникова Наталья Александровна Захарина заинтересовалась нашей проблемой и перенаправила к своему сотруднику.
«Внимательно рассмотрев представленные Вами материалы, сообщаем наше мнение по затронутому вопросу. Относительно обязательного требования об обязательной подливке металлоконструкций согласно СНиПов - такого требования в нормативных документах нет, так как могут применяться самые разные способы крепления, в том числе так называемый «безвыверочный монтаж», когда закладные детали с анкерами выставляются очень точно по нивелиру, и на эти закладные без подливки устанавливаются конструкции, которые крепятся к соответствующим анкерам; при этом возможно применение тонких подкладных листов для достижения более точной вертикальности и пр. Похоже, что нечто подобное применено и при установке мачт канатной дороги.
Окончательное заключение по данному вопросу можно сделать, только зная решение проекта на этот счет. Проект должен находиться в архивах заказчика, подрядчика или местной администрации.
Понятно, что при прошествии 8 лет это не простой вопрос, но иначе определить, допущена ли ошибка при строительстве, невозможно.
Для помощи и «разборок» с подрядчиком можно руководствоваться СП 48.13330-2011 Свод правил. «Организация строительства», актуализированная редакция, в 2008 г. действовал СНиП 12-01-2004г.
С уважением, Рудольф Михайлович Шилькрот, Гл. специалист отдела Конструкций Связи и Нефтедобычи».
Оставалось найти проектную документацию. Но выяснилось, что поиск ее - это целый квест.
Гондольно-кресельная канатная дорога длиною 2360 м была построена на СТК «Горный воздух» в 2008 году. На тот момент она была единственной в стране канаткой, совмещавшей в себе как крытые гондолы на 8 мест, так и кресла с куполами на 6 мест. Подобные были только на горнолыжных курортах южной Италии. На строительстве, на разных этапах, работы проводили такие компании как ООО «РОССТРОЙ», «Доппельмайер» (Австрия) и ее самарская дочка - «СКАДО», СМК-68, «Дальэлектромонтаж», СМУ-3, «Сахэлектросеть», «Автоматизированные системы и управление» из Санкт-Петербурга. Бюджету канатка обошлась примерно в 300 млн рублей.
Заказчиком выступало управление капитального строительства администрации Сахалинской области. Делаем запрос с просьбой предоставить проект. Но оказывается, в феврале 2008 года документы передали в ГОУ ДОД «СДЮШОР по горнолыжному спорту».
Обращаемся к руководителю спортшколы Дмитрию Быкову.
- Нет у нас документов. И с чего бы они у нас вообще были? – отвечает он.
Снова запрос в УКС. Оттуда приходит копия акта приема-передачи исполнительной и проектной документации по объекту «Развитие комплекса «Горный воздух» Гондольная канатная дорога». На листе стоит подпись самого Быкова, что документы он принял.
Опять обращение в СДЮШОР. Там повспоминали и вспомнили, что точно, документы принимали, но почти сразу передали их дирекции СТК «Горный воздух».
Пишем запрос в СТК, там отвечают, что исполнительная документация у них имеется, а проектной - нет. И послали к проектировщику.
Наши запросы и переписки с ведомствами уже идут не один месяц и могут растянуться еще на неопределенное время. Но, возможно, кто-то кроме astv.ru заинтересован в том, чтобы установить, насколько безопасны опоры? И кто-то из заинтересованных сторон поможет нам в поиске проектной документации и выяснении, обосновано ли такое техническое решение?
Возможно, опасения строителей напрасны. Но за последние полтора года на «Горном воздухе» уже произошли две аварии, которые только чудом обошлись без жертв. Проверить документацию, которую, судя по всему, уже давно никто не видел, самое малое, что можно сделать для безопасности посетителей комплекса.
Вот черти, говорят же вам - НЕЛЬЗЯ экономить на строительстве!
2. Это колоссальный удар по нарабатываемому имиджу трасс в России и мире. За это нужно не то что сажать, морду бить.
3. Может следком или прокурорские помогут "найти" секретную документацию?
https://ru.wikipedia.org/wiki/Александровская_коло..
http://spbfoto.spb.ru/city_img/stolp2.jpg
Правда и инженеры были другими....