Всего за пару десятилетий скорость жизни многократно выросла. Надо быстро принимать решения, звонить, писать, передвигаться, а также разбираться с финансами. Благодаря тому, что наличность все больше замещают банковские карты, это не так сложно. Но простота этого способа открыла новые горизонты и для мошенников. Для борьбы с ними есть немало способы. Один из самых надежных – блокировка карты.
Для чего это происходит
И до того, как появился механизм блокировки, многие кредитные организации практиковали заморозку подозрительных операций до момента их подтверждения клиентом. С осени делать это по закону будут все кредитные организации.
– По инициативе Банка России работа по противодействию кибермошенникам в том числе с помощью приостановки подозрительных транзакций стала обязательной для банков именно потому, что этот механизм уже показал свою эффективность, – рассказал Udm-info Артем Сычев, и. о. директора департамента информационной безопасности Банка России.
В свою очередь, Банк России на основе этих данных будет определять признаки, по которым можно определить нетипичность операции для клиента, и передавать свои знания коммерческим банкам.
– Банки смогут и сами дорабатывать критерии, исходя, например, из моделей платежного поведения своих клиентов, – говорит Артем Сычев. – Кроме того, банки должны будут сообщать в Банк России об экономических параметрах хакерских атак: на какую сумму покушались злоумышленники, сколько удалось похитить, сколько – сохранить и главное – какую сумму в итоге вернули клиенту.
Кому-то такие методы могут показаться чрезмерными. Но практика показывает, что в них есть смысл. Так, в течение 2017 года в России отмечено более 300 тысяч попыток воровства средств с карт. Убытки, которые понесли российские владельцы дебетовых и кредитных карт, – почти миллиард рублей.
Почему это происходит
Согласно поправкам в законодательство, в случае выявления вызывающей подозрение операции банк обязан безотлагательно выйти на связь с клиентом. Тот в свою очередь подтвердит легитимность происходящей транзакции и даст зеленый свет ее продолжению. Обычно официальный способ, которым банк может связаться с пользователем, отражен в договоре. По этой причине клиенту лучше всегда оставаться на связи, особенно во время зарубежных поездок.
– Чтобы уменьшить риск приостановки транзакции перед выездом за рубеж, можно предупредить свой банк о том, что в ближайшие дни вы будете совершать покупки за границей. Банк имеет право приостановить транзакцию и блокировать карту на срок не более двух рабочих дней. Если за это время ему не удается связаться с клиентом для подтверждения транзакции, то карта и платеж разблокируются, – рассказал Артем Сычев.
– Я по делам отправился в Пусан. Вдруг в одном из кафе оказалось, что я не могу оплатить счет: платеж по карте не проходил. Хорошо, что у меня были с собой наличные! Так и пришлось везде платить купюрами. Только вернувшись через два дня, понял, что случилось: номер телефона, по которому со мной пытался связаться банк и спросить, действительно ли я пытаюсь совершить транзакциюв Южной Корее, я не подключал для роуминга. За рубежом я пользовался корпоративной сим-картой. Банк не дозвонился и заблокировал мой счет, – рассказывает предприниматель из Южно-Сахалинска Руслан Дю.
Один из наиболее заметных признаков того, что что-то идет не так, – покупки по одной и той же карте за небольшой период времени в географически удаленных друг от друга точках. Причиной может оказаться то, что в какой-то момент получивший доступ к карте преступник сделал ее полную копию и теперь ее «уводит в ноль».
Почти со стопроцентной вероятностью под пристальное внимание попадут те, кто снимает в банкоматах сразу крупную сумму денег.
– Для крупной покупки нужны были почти все деньги с моего счета. Максимум, что может выдать банкомат за раз – 40 купюр по 5000 рублей. Я столько и запросил. Деньги мне первый раз выдали, а вот второй – уже нет. Карта заблокировалась, пришлось идти в банк и терять немало времени, прежде чем вернуть доступ к средствам, – говорит охинец Сергей Кротов.
Кредитную организацию обязательно встревожат и такие процессы, как параллельные переводы крупных сумм на несколько разных карт или, например, сразу много запросов на переводы от юрлица в адрес разных физических лиц, причем географически разбросанных по стране.
А если блокировка случилась
Если доступ к деньгам закрыт, а они нужны срочно, есть несколько способов решить вопрос. Например, можно перевести деньги со счета на карту близкого человека. Также можно, придя с паспортом в отделение банка, снять наличные через кассу.
Конечно, один из самых неприятных сценариев – когда блокировка происходит за пределами своего региона или вовсе в отпуске за границей, когда возможности найти или занять деньги где-то еще почти нет. Лучше заранее обезопаситься. Так, правильным будет взять с собой наличные. Еще один способ – брать не одну, а несколько банковских карт, идеально – разных платежных систем. В случае если вы платите по карте в ресторане – не давайте ее в руки официанту (тем более не позволяйте на время унести), просите, чтобы вам принесли мобильный терминал. Если хотите снимать наличные – делайте это в банкоматах вызывающих доверие банков, в идеале в отделениях. Подключите СМС-уведомления. Так вы сразу увидите, что произошла непонятная транзакция, и сможете заблокировать скомпрометированную карту. Когда выезжаете за пределы страны, предупредите об этом банк, чтобы он не относил ваши платежи в другой стране к подозрительным. Подключите роуминг к номеру телефона, по которому банк может вам звонить. Прежде чем заблокировать карту, банк попытается с вами связаться.
Вероятность того, что вы вообще столкнетесь с вышеописанными трудностями, невысока. Но предупрежден – значит вооружен. Поэтому важно заранее знать, что можно предпринять в подобной ситуации.
З.Ы.
где мой матрас не спрашивайте, не скажу