Всего 30 лет назад для открытия бизнеса обязательно требовался офис, а любые деловые события нужно было посещать только лично. Теперь же никого не удивляет тот факт, что бизнес может существовать исключительно в сети. Главное, что доходы при этом совсем не виртуальные.
“Первобытный” советский интернет
Согласно официальной истории, первая компьютерная сеть появилась в США в 1969 году, а в России только в 1990 году. На самом деле в СССР также в конце 1960 годов разрабатывались идеи создания сети компьютеров для управления экономикой страны. А в конце 1970 в СССР была создана «Академсеть», которая связала крупные отечественные научные центры. В 1981 году Советский Союз с помощью цифрового канала связи подключился к австрийскому Международному институту прикладного системного анализа. Впоследствии в союзную сеть были вошли и страны Восточного блока, а Куба, Вьетнам и Монголия присоединились через спутниковую связь. На базе «Академсети» планировалось с 1989 года развернуть всесоюзную сеть, но распад СССР остановил эту работу. Первой же реально массовой стала сеть «Релком», которая работала уже на коммерческой основе, и подключилась к европейским каналам связи в 1990 году. Тогда же «Релком» получила интернет-домен .su, который вскоре стал совсем неактуальным.
Лихие виртуальные 90-е
В 1991-1993 годах в России стремительно развиваются интернет-провайдеры, а в 1994 году регистрируется доменная зона .ru и российский сегмент интернета начинает свою историю. Примечательно, что первым заметным транснациональным хакером стал россиянин — в том же 1994 Владимир Левин сумел из России через сеть взломать американский банк и украсть по разным оценкам от 10 до 12 миллионов долларов. Первым СМИ в сети становится «Учительская газета», затем в рунете появляются информационные агентства и сайты частных пользователей, которые выкладывают информацию по своим интересам. В 1996 году государство запускает программу подключения к интернету российских вузов, а в сети тем временем появляются первые сайты политических партий, чаты для знакомств и российские поисковые системы. Первая онлайн-реклама также размещается в 1996 году, а ее стоимость составляет 200 долларов.
Интернетизация всей страны
В 1996 году пользователей интернета в России всего около 50 тысяч. В этом же году в стране появляется первый федеральный провайдер — Cityline. Развивать сетевую инфраструктуру затратно, поэтому компании требуются инвестиции. Их привлекает Максим Барский.. Меньше, чем за год — с августа 2000 по апрель 2001 — ему удалось увеличить капитализацию провайдера больше, чем в два раза. Позже возглавил Максим Барский “Сибантрацит”.
Начало 2000 годов становится точкой отсчета действительно массового подключения россиян к сети интернет. Согласно данным аналитической платформы GfK, к началу 2009 года в России было 35,5 миллионов пользователей интернета в возрастной группе от 16 лет, сейчас же — около 90 миллионов человек. За 10 лет российская аудитория интернета выросла почти в три раза и составляет 75% взрослого населения страны.