Баба Яга на луне
Глава 1. Начало сказки
На сцену выхожу я рассказывать свою сказку про бабу Ягу, а там сидят гусельники развесёлые и песни поют. Моё внимание полностью переключается на гусельников развесёлых и на себя любимую. Я им говорю:
— Ай вы, гусельники развесёлые,
слушайте сказы печальные,
сказы веские
о том как ни жена, ни невестка я,
а бедняжка и мухи садовой не забидела,
человека не убила, не обидела,
тихо мирно жила, никого не трогала,
ходила лишь огородами,
ни с кем никогда не ругалась,
в руки врагам не давалась,
имя своё не позорила
и соседей ни бранила, ни корила.
Но почему то муж меня бросил,
а любовник характер мой не сносил,
убежала от меня даже собака,
и с царем не нуждалась я в драке,
а он сам со мною подрался —
как залез, так и не сдался:
вот сижу брюхатая маюсь —
жду царевича и улыбаюсь.
А вы, гусельники, мимо ходите!
Проклятая я, аль не видите?
Гусельники плюют на пол и уходят, освобождая мне сцену. Я начинаю рассказывать свою сказку:
— Сказка сказке — рознь, а эта берёт начало из другой «О том как богатыри на Москву ходили да не выходили» — читай её сначала.
Глава 2. Баба Яга на Луне встречает старых своих приятелей
Как закинул Илья Муромец бабу Ягу на Луну,
так там она и лежит ни гугу.
Ан нет, зашевелилась,
собрала косточки, разговорилась:
всё маты сыпет с проклятиями
на головы богатырей да Настасьи.
Ну как бы бабушка ни плевалась,
над ней пространство само насмехалось:
одиноко, серо и пусто,
ни волчьей ягоды, ни капусты,
ни избушки на курьих ножках.
Села бабка: «Хочу морошки!»
Но ни морошки, ни лебеды,
ни ягеля, ни куриной тебе слепоты.
И стало бабе Яге тоскливо,
окинула взглядом блудливым
она сухое пространство Луны:
"Пить охота!" Но до воды
надо идти куда-то.
Шмыгнула носом она крючковатым,
проглотила водорода
и попёрлась пехотой
куда злые глаза глядели.
Океаны лунные, мели
и неглубокие кратеры —
что же они там прятали?
А скрывали там они Хлыща,
разбойничка Кыша и Малыша
ростом с гору.
Те сидят, едят помидоры
да в картишки играют.
Бабка в шоке, она шныряет
к старым своим дружкам:
— Ну здрасьте, родимые, вам!
У разбойников аж помидоры
из рук выпали: — Год который
на нашем дворе, бабуся?
Тебя каким ветром, Ягуся?
— А забросил меня до сюда Илья,
год какой — не помню сама.
Вы ж сами должны быть в аду,
что-то я никак не пойму?
— Гы-гы-гы! — ржут детины. —
Мы мертвы, мы духи! — и вынули
большую книгу амбарну,
открыли. — Вот печечка, баня
и домик на курьих ножках,
а это Микулы сошка...
так-так, а где ты, Ягуся?
Так вот же ты, кверху пузом
на Лунище лежишь. Чи сдохла?
— Вот же я, стою, не усохла.
Гы-гы-гы, ты дух! — ржут детины. —
Лови помидор! — Кыш кинул
овощем в бабку Ёжку.
Застрял помидор в ней, немножко
повисел в её тонком теле,
к лунной пыли спустился и двинул
внутрь планетки куда-то.
У бабушки ножки ватны
сразу же стали. Старуха
слюну проглотила: — Сухо!
Села в кратер и прямо
провалилась, как будто в яму,
пролетела насквозь Луну,
вернулась к телу своему.
Посмотрела на себя —
вся распластана она.
И заплакала горько-прегорько.
Така у тебя теперь долька —
летай и не думай плохо;
охай ведьма, не охай,
а кончилось твоё время —
размозжил богатырь тебе темя!
Глава 3. Баба Яга и приятели просят Духа степного о новых телах
А время было такое:
прошлое встало стеною
да будущее не пришло,
а зло, говорят, умерло
и не воскреснет более.
Нынче летает на воле он,
Дух степной и голодный,
ищет уродство в природе:
где корявое деревце смотрит,
порядки свои наводит —
пригнёт ещё больше к земле
это дерево и по весне,
в три погибели скрутит,
внутрь душу гнилую запустит
и возродит злой каликой перехожей;
ходит такая, не кланяется прохожим,
в спины кидая проклятия
(думаю, вы таких знаете).
А баба Яга, на беду,
знала о Духе степном. В дуду
старенькая подула
(и откуда она её она вынула?)
да Дух этот громко позвала:
— Всемогущий, мне б тело надо!
И Дух прилетел, и вынул
волшебную книгу: "Вымя
есть для тебя коровье,
быть тебе, ведьма, тёлкой!"
— С тёлки немного толку,
найди лучше бабу Ольгу
да чтоб девкой была брюхата;
вот мой дух в дитя и впечатай!
Возмутились разбойнички дюже,
заголосили, на удивление, дружно:
— Ах ты, старая хитрая бабка,
да и мы ведь, поди, не тяпки,
мы тоже хотим в дитяти!
Всемогущий и нас впечатай
в малышей крепышей дюже бойких,
найди нам, будь добр, матерь Ольгу!
Вздохнул Дух, к Земле спустился,
облетел три раза, прибился
к самой убогой хате,
там три брата палатых и матерь
на сносях — брюхатая девкой,
отец в могиле, и древко
из старого мужнего платья
развевается. «Не сорвать бы!» —
шепнул Дух степной и обратно
на Луну, к Яге. Да в охапку
схватил четыре души
и снова к хате спешит.
Подлетел, вдохнул души старые. Выдохнул —
души голодные выпустил
в головушки сирым младенцам.
Ну держись, мать, теперь не деться
тебе никуда от зла —
в дом твой пришла беда.
Ой бяда, бяда, бяда!
Летит, свистит сковорода —
сынки в вышибалу играют,
со всей дури, с размаху вдарят
по соседским мальчишкам.
Дух с них и вышел.
И прошла дурна слава
От края деревни до края:
"Во дворе у Ольги
чёрта три и Лёлька
маленькая, но злая —
то кричит, то ругает
страшным голосом свою мать.
Стал народ тут знахаря звать.
А знахарь Егор
к вдове Ольге припёр
травы да лампадку
в её хромую хатку.
Подул, пошептал,
злых духов, вроде бы, изгнал
и удалился далеко —
аж в соседнее село,
где и сгинул.
Никто его больше не видел.
Глава 4. О том как разбойники снова стали разбойниками
А Кыш, Хлыщ и Малыш подрастали,
имена свои взад верстали.
И даже "бабушка Яга"
говорила, что она
не девка Лёлька,
а баба Яга и только!
Маманька же их Ольга
терпела это недолго:
собрала котомку да вон со двора,
добралась до близлежащего монастыря
и постриглась в монахини.
А детишки её мордяхами
дел в деревнях наделали —
убивали, грабили... Но уделал их
Василий Буслаев с дружиною:
проезжал было мимо, да кликнули
мужички воеводушку на подмогу.
И помог ведь! Воров закинул в подводу
да в тайгу непролазну увёз,
там и кинул их. Лес
закряхтел, зашумел, застонал
когда богатырь уезжал.
Но Василий всё же уехал —
подвигов у него впереди! Ай брехал
о коих народ исправно.
/ Ты записывай за людьми, Иванна,
да не думай о духах злых плохо.
Спину крутит? Пиши, не охай! /
Пришлось семье в лесу обосноваться:
на курьих ножечках избу рубить — не баловаться!
Но у бабки помощников куча —
один другого могучее!
Избу срубили, баньку поставили,
грибников в которой уваривали
да редких каликов перехожих,
ну и разбоями тешились рожи.
Как повисла слава дурная
от края земли до края
о Кыше, Хлыще, Малыше
да злющей бабе Яге.
До жути народ их боялся,
в тайгу совсем не совался,
а ведь ягода нужна и пушнина,
да лес — возводить домины.
Плачет мужик, загибается
род людской: — И доколе маяться
будем мы, нищи холопы?
Надо бы леших прихлопнуть!
Решено так решено:
в лес пойдёт одно звено,
а второе послужит прикрытием:
— Грабли, вилы, тяпки тащите!
И пошли мужики рядами,
в руках топоры и знамя
из старой холщёвой рубахи
их отца. Вот размахивай
и при на адовых деток!
Но прослышали хруст сухих веток
Кыш, Хлыш, Малыш и баба Яга,
берут с поленницы дрова
и идут на крестьян в наступление.
(Вот и закончилось стихотворение.
Ан нет, пошутила.)
Шёл тот бой с невиданной силой:
матерились они до утра —
рать мужичья на демонов шла!
Но всё хорошо получается
у тех только, кто шатается
по боям и пирам самозваным
(у былинных, то бишь, засранцев).
А нашу мужичью силу
очень быстро свалила
эта мала разбойничья рать.
Пахать бы мужам и пахать!
Но они по кустам валяются:
чи живы, чи мертвы — разбирается
с ними баба Яга.
Её печь в жар красен вошла!
Ну вот,
снова беден сельский род.
Где брать подмогу
на неугодных богу?
Пригорюнились земляне, обиделись
трёх прихвостней возненавидели,
а также злыдню Ягусю.
Вдруг вспомнила бабка Дуся
о русських могучих богатырях:
— Тут Вася Буслаев на днях
с дружинушкою проскакивал,
красной тряпкой размахивал,
бахвалился: нет ему равных,
говорил, что подвигов славных
у него, ой, немерено!
Всё проверено.
Глава 5. Василий Буслаев едет спасать мир
Спохватился народ
да в Новгород прёт:
кланяться, маяться, челобитничать —
Василя Буслая на помочь звать.
А тот в Новгороде сидит — бражничает,
медами сладкими, зеленым вином стольничает,
да купцам со опохмелья морды бьёт.
Молва ходит: "Чёрт Буслая не берёт!"
Народ — не чёрт
и в "чёт-нечет"
играть не умеет,
с баловства лишь сохою огреет.
Но тут дело тонкое,
в ноги кинулись и звонкими
голосами зовут, взывают,
к совести Буслая призывают:
— Ты поди, богатырь, да во буйный лес,
там старушка Яга, её надо б известь!
А Василь Буслай ни мят, ни клят;
попыхтел, побурчал, оторвал свой взад
от мёда сладкого, пива пенного,
ой да встал и сказал: — Будет пленная
ваша ведьма Яга и её друзья,
али я — не я, да хата не моя!
— Ну уж хаты твоей давно след простыл, —
народ откланялся, отошёл, остыл.
Распахнул Василий дверь ту и заходит.
Глядь, а по горнице лебёдушкою ходит
дева краса — длинны, чёрны волоса,
песни поёт заморские,
пословицы сыплет хлёсткие
да брагу пьяную варит,
сама пьёт и крепость её хвалит.
Ну, про Буслаева слава дурная
не зря ходит: брага хмельная
дюже на глаз ложится,
воевода пьёт и дивится
какой мир вокруг стал красивый,
солнце, поле, кобылы сивы
скачут, скачут и скачут —
какую-то тайну прячут.
И пошёл за ними Василий:
зовёт кобыл, небом синим
его с головой накрывает —
упал былинный. В сарае
заперла его бабка
и к дружине выходит. Сладко
зовёт всё войско обедать,
мол, надо бы ей поведать
какую-то страшную тайну:
— Заходите, соколики, знаю
я одно верное средство
как получить наследство
из московской да казны.
В дом зайдите, там сумы
волшебные, в них стоит лишь шепнуть
и они в себя всю казну впихнут!
Ох-хох-хох, вы гляньте в эти рожи,
(алчность мир погубит) и не гложет
совесть молодцев да хлопцев бравых
кучеря-кучеря-кучерявых.
Заходят они в избушку,
кланяются старушке
и в большущие сумы,
ох, суют свои носы.
Бабка сумочки связала,
села сверху и сказала:
— Кто на чужое позарится,
от того природа избавится!
И печь топить приказывает
Малышу, Кышу, да обязывает
Хлыща тащить молодцев к баньке:
— Закатаем их на зиму в банки!
Глава 6. Илья Муромец снова закидывает бабу Ягу на луну
Но сказка б была — не сказка,
если бы чёрт в ней не лазил.
Говорит он Яге: "Погоди,
не уваривай хлопцев, беги
бабуся скорее отсюда,
Илья Муромец едет покуда..."
— Покуда — это куда?
"Едет Илья сюда,
шеломом своим потряхивает,
копьём булатным размахивает,
говорит, что закинет ведьму
на Луну иль отдаст медведям
на жуткое поругание —
на съедение и обгладание!"
Испугалась тут старушка:
— Ильюша едет, да неужто?
Да, да, богатырь наш ехал,
(за версту его слышно) брехал:
— Один я на свете воин,
(кто же с этим поспорит?)
один я храбрец на свете!
Эйге-гей-е-ей, могучий ветер,
разнеси эту весть по свету:
лучше Ильюшенки нету
богатыря на земельке русской!
Ветру вдруг стало грустно:
"Не на пиру ты, Илья,
в лесу бахвалишься зря;
ну кому это надо, лисам
или полёвкам-крысам?
А друзья твои в беде;
поспеши, дружок, к бабе Яге,
она хочет сварить былинных —
Василя Буслая с дружиной;
запечатала их в амбаре,
скоро в печурку потянет."
Натянул поводья Илья:
— Да я буду не я,
если товарищам не подсоблю;
скачи, Сивка, я друзей спасу!
И калёной стрелой помчался,
и кто б на пути ему не встречался,
сёк, рубил даже не глядя.
Сколько калик прохожих погадил!
(Впрочем, с моралью сладу
не было в те времена:
где богатырь — там война.)
Прискакал былинный к избушке:
пустая, нигде нет старушки,
лишь банька красна кипятится.
Илья туда. Там свариться
успели бы удальцы,
но Муромец опрокинул котлы
и вытащил чуть живых,
да каждому дал под дых:
— Не слушай нечистую силу,
не ведись на слова красивы;
бесстыжие ваши рожи,
а ну вставайте на ножки!
Но дружина Буслаева пала:
сопела, дышала и не вставала.
Оставил Илья их тута,
а сам поскакал покуда...
Но пока нечисть искал,
забыл покуда скакал
(надышался он бабкино зелье,
оно в баньке варилось). С похмелья
слез с коня богатырь и в поле —
пошёл ловить бабочек. Вскоре
голоса услышал на небе:
"Илья, ты один на свете
такой распрекрасный воин;
жаль, на голову болен!» —
и смех покатился протяжный.
С Ильюшеньки пот сошёл влажный;
а Сивка друга боднула,
ногою его лягнула
и говорит: "Хозяин,
давай отседа слиняем;
мы, вроде, ведьму искали;
я знаю где она. Поскакали!"
Очнулся Муромец Илья,
вскочил на сивого коня
и за бабкою вдогонку,
лишь стучали звонко, звонко
у бегущей лошади зубы —
богатырь натянул подпругу.
Долго ли, коротко они по лесу рыскали,
но всё-таки выискали
лежанку бабы Яги:
вот она, а с ней её хмыри
суп с мухоморов варят,
едят и похлёбку хвалят.
Ай да, старый ты казак Илья Муромец,
ты приехал в тёмен бор, конечно, с Мурома;
а и подвигов у тебя тьма-тьмущая!
Но опять Яга сидит, да в ад не спущена.
Ай и достал он палицу могучую,
и пошёл ей бить да ноги скручивать
у разбойничков окаянных —
у брательничков самозваных.
А как скрутил их всех, так размахнулся —
закинул на Луну, не промахнулся,
и бабу Ягу туда же.
— Отродясь не видел рож я гаже! —
плюнул богатырь в костёр, суп вылил;
волшебное зеркальце вынул,
посмотрел на поверхность Луны:
там бродят четыре души
и воют, зовут кого-то.
Этот кто-то к ним не приходит.
Не приходит он к ним и не надо.
Век за веком уходит куда-то...
О бабе Яге больше слухи не ходят.
Лишь сказочники, как калики, бродят
и нечисть всякую поминают,
да о том, как Буслаев скакает
и народ зачем-то всё топчет,
а Илья Муромец ропчет
и спасает мир тридцать три раза,
потому как он — не зараза.
Глава 7. Конец сказки
Но тут наша сказка кончается.
На сцену возвращаются гусельники развесёлые и начинают сказки сказывать да всё с песнями, прибаутками. Моё внимание снова полностью переключается на себя любимую и на гусельников развесёлых:
— Ай вы, гусельники развесёлые,
вы пошто длинный рассказ держите,
зачем честному народу душу травите,
о чём сказы сказываете,
на какую тему песни поёте?
"Да не стой ты тут, девица красная,
отвратными помадами напомаженная,
белилами свои веснушки прикрывшая,
вопросы всякие глупые задающая —
сказы сказывать мешаешь!"
— Как же я вам, гусельникам,
сказы сказывать мешаю,
когда вы пока что ни слова
о других не обронили,
а всё обо мне да обо мне.
Да, я девушка хорошая:
и дома прибраться
и по воду сходить,
а ещё я вышивать умею
и гладью, и крестом.
А хотите, я вам спляшу?
"Ой головушка, наша голова,
и зачем на белый свет
баба бабу родила?
Ведь покою нет от их языка
со свету сживающего!
Обиделась я, красна девушка,
развернулась и ушла.
А гусельники развесёлые
ещё долго пели о бабах русских,
об их языках злющих
и характерах вредных.
А о чём им ещё петь,
мужикам старым?
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
+7-962-125-15-15
— А на что нам, богатырям,
Счастье далося?
Едем, бьёмся туды-сюды
и без него не сдаёмся!
— Не, о Счастии мы ничего не слыхали.
Поехали что ли его поискали?
(сказали искать — значит, надо)
Найдём, нам же будет награда!
Собрались, отправились в путь:
по полям, лесам прут — не продохнуть!
Лешего встретили, видели и русалку,
Мамая ещё раз убили — не жалко!
А про Счастие слухи не ходят.
Богатыри по болотам бродят.
Наткнулись на водяного:
— Где Счастье зарыто? «В броде!»
Ну в броде, так в броде — полезли в болото
(вот дуракам охота),
увязли в трясине, стоят,
по сторонам глядят:
не квакает ли поблизости Счастье?
К ним цапля носатая: «Здрастье,
знаю я вашу беду —
увязли по самую бороду!
Кто же спасёт вас теперя?»
— Слетай, Цаплюшка, позови Емелю!
Цапля покладистой оказалась,
долго не пререкалась,
и в путь отправилась за Емелей,
летала она две недели.
Это время Богатырям показалась адом!
Погибли б с таким раскладом,
да Емеля парень отзывчивый
(он лишь к печи и прилипчивый) —
доехал на печке к болотцу быстро,
вытащил сталкеров коромыслом.
— Вот это Счастье! — богатыри вздохнули,
когда от грязей лечебных отдохнули.
И счастливые в Киев град ломанулись:
— Князя Владимира окунуть бы!
— Окунём, за нами дело не встанет,
и этого казнокрада достанем.
Поскакали «добрые» витязи дальше,
а цапля крылами машет
и курлычет тревожно:
«Спасать дураков разве можно?»