В шаге от мечты...

В шаге от мечты...

Родиной шаманизма принято считать Центральную и Северную Азию. В Монголии последним оплотом шаманов стало озеро Хубсугул и Дархадская котловина — сюда они бежали во время преследования в эпоху Чингисхана и Хубилай-хана в XIII в. Святые места — обо, домики духов, шаманские клады и места захоронений шаманов часто встречаются на побережье Хубсугула до сих пор. До наших дней свято соблюдаются обряды, связанные со смертью шамана.

При смерти шамана полагалось рассечь шаманский бубен крест на крест, уложить в него онгоны, одежду, культовые предметы хозяина и унести их в скрытное сухое место в противоположном направлении от захоронения шамана. Эти вещи хранили три года. Считалось, что если не соблюсти ритуал захоронения духа шаманского снаряжения, это будет равносильно тому, как если бы шамана захоронили заживо. Спустя три года после смерти шамана совершался обряд вознесения на небо, всё это время шаманский костюм и бубен должны были храниться отдельно от останков, чаще всего в шаманской пещере.

Для проведения обряда культовые предметы и мумию шамана переносили на возвышенное место, заливали топлёным маслом и поджигали. Считалось, что с дымом душа шамана возносится на небо. По шаманской вере душа человека находится между первым шейным позвонком и следующим, после их разделения душа улетает в небеса. Поэтому было важным через три года определить состояние позвонков: если они распадались, можно было проводить обряд сжигания; если нет — этот обряд не проводился (в этом случае считалось, что душа покойного шамана перешла к родственникам и прячется в их детях). Иногда сросшиеся позвонки для вознесения души шамана на небо разрубали топором, но чаще, опасаясь причинить вред детям, мумию шамана надёжно прятали в изолированной местности вдали от чужих глаз.

Также оставались несожжёнными и вещи шамана. Их снова прятали вблизи от захоронения. Так на берегах Хубсугула возникли тайные шаманские святилища, которые никогда не показывают чужакам. Имеются сведения, что для хранения онгонов, шаманских бубнов и вещей шамана строились специальные деревянные ограждения или дома.

   По мнению исследователей, наиболее древний вариант шаманизма, распространенный среди монгольских народов, представлен у цаатанов Хубсугульского аймака. А мы едем именно к ним.«Цаа» значит «олень», «цаатаны» — «те, кто владеет оленями», то есть «оленеводы». Как утверждает монгольский этнограф Бадамхатан, посвятивший изучению их культуры многие годы, Духа считают себя урянхайскими уйгурами, а свой язык - уйгурским. Около 150 человек проживают в тайге в Хубсугульском аймаке. Цаатаны не только поклоняются своему шаману, но и сами знают целый ряд священных шаманских заклинаний, которые используют в своей повседневной жизни (во время охоты, для призывания или предупреждения дождя и т.п.), например, имеются особые заклинания для охоты на медведей. Себя они называют племенем Духа...

 

 У Арсеньева В. К. есть эпизод с Дерсу, когда он по-своему молился в китайской кумирне... Путешественник удивился и спросил Узала, почему он молится китайскому богу? Тот ответил - "Какой Бог? Ваш Бог?, Наш Бог? Китайский Бог? Всё равно один Бог. Три нету..." И Арсеньев устыдился своего вопроса... Вопроса , над которым европейцы (цивилизация?) тысячелетиями ломают голову и ведут споры, иногда доходящие до кровопролития ...А простой "дикарь" разрешил это так...просто.

Монгольские власти понимают ту важную роль, которую могут сыграть автохтонные верования и шаманизм в сохранении монгольской идентичности, культуры и традиций. И стараются оказывать им поддержку. В 1995 г. президент страны подписал указ «О поддержке предложения о возрождении традиции жертвоприношения духам гор Богд хан Хайрхан, Хан Хэнтий и Отгонтэнгэр». Сам президент, а также другие официальные лица неоднократно принимали участие в крупных церемониях жертвоприношения.

 Немного о самом озере. Хубсугул (ранее Косогол, иногда Хувсгел, монг. ) — пресноводное озеро, самое глубокое озеро в Монголии. В озеро впадает 96 рек и ручьев. Судоходно, составляет часть транспортного пути из России (Иркутская область) в Монголию. Ежегодно озеро замерзает в конце ноября, лед имеет толщину до 1,4 м. Сходить лед начинает в мае и заканчивает в начале июня. Температура воды колеблется в пределах +10…+14 °C. Однако в бухтах вода прогревается до более высоких температур.

В районе Хубсугула открыты залежи фосфоритов. Хубсугул — одно из примерно семнадцати древнейших озёр, возраст которых превышает 2 миллиона лет, традиционно считается священным местом. Река Эгийн-Гол, вытекающая из озера проделывает путь 1000 км и, спустившись на 1200 м, впадает в озеро Байкал через Селенгу. Прямое расстояние между берегами озёр всего 35 км. Хубсугул — водоем байкальского типа, поэтому его не зря называют младшим братом Байкала, расположен в горном районе в тектонической впадине, относящейся к Байкальской рифтовой зоне. Вода в озере аналогичная по своим свойствам байкальской, пригодная для питья в сыром виде.

Напомню, что температуры по ночам минусовые, а ночуем мы , в основном в юртах... Хотя, на озере столько приличных (на мой взгляд) туристических баз (конные маршруты, прогулки на катерах, рыбалки (знаменитой хубсугульской форели)... купили в местном "супермаркете" копчененькую форель и местную продукцию консервы из форели. Нас то, сахалинцев,  не удивишь...

Упустил информацию об особом статусе территории... Хубсугульский национальный парк хорошо охраняется. Нам пришлось оформлять специальный пропуск на его территорию, цена вопроса 300 тугров для местных 3000 для иностранцев (около 75 руб) Да и по маршруту несколько раз проверяли (даже на ночевке в юрте...

много правил нахождения в этих местах...одно из главных запрет охоты и огнестрельного оружия...

однако местные спокойно паркуют не только своих мустангов, но и карабин... Специфика, однако...

а вокруг ... нас уже обступают прекрасные горные вершины...

есть и святые места и следы ледникового периода...

                                          

А называются эти горы из счастливого советского моего детства САЯНЫ (олень тут к месту, оказывается)

 Разговоры о шаманизме могут вызвать у кого-то не совсем радостные мысли...,а зря. Главное назначение местных шаманов (многие из них женщины) оградить свой народ от злых духов и различных болезней ими насланных...

Я оставлю медитацию на тему "2-х прогрессов" -духовного (человеческого) и технического на потом... Я уверен, что расплачиваемся мы бездушием за "цивилизованные блага"... Здесь же я увидел много свободных , оптимистичных людей , живущих в ладу с природой и наслаждающихся этим...

 Я часто встречаю  в "мировой паутине" возгласы, типа... - в лес! Прочь от продажной власти, коррупции, от прогнившего общества, от катаклизмов и войн... Я не мыслю так образом (радикально)...НО

 Ведь мы же люди...Должен быть иной, более гармоничный  способ существования Человека на Земле? Я ответственно заявляю, что люди нам встречавшиеся ни в чем не нуждаются.  Они не отказываются от солнечных батарей, легкой техники, бытовых приборов, но сохраняя обычаи и промыслы предков...живя в единении с природой, сохраняют большее (на мой взгляд) - Душу...

   А у нас остался один шаг до встречи с племенем Духа...Но дальше можно двигаться только на терпеливых монгольских лошадках... Берем с собою только самое необходимое на несколько дней.

Мой Росинант по-монгольски зовётся Дуда. Давно я не испытывал такого стыда за свой излишний вес (а он сопровождает меня всю жизнь). Старался понравиться коню, облегчить его поклажу :0)), договориться как-то... Кто ж знал , что моему Дуде близко умение лицедействовать...

 

Автор: Григорий Смекалов, 19 октября, в 13:48 +7
Комментарии
Написано 19 октября, в 14:49 Отредактированно 19 октября, в 14:49
Прекрасный блог, прекрасная краткая история
красивые фотки
+6
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите
Миссия выполнима
Миссия выполнима
По следам оленей
По следам оленей