Алтайские каникулы. Часть 2. Чуйский тракт
Наконец, сборы закончены. И нашей дружной компании, состоящей из трёх «пенсионерок» (включая водителя), и активистки, спортсменки и просто красавицы Танюшки, удаётся запихать в багажник маленького Эскудика весь необходимый скарб. На всякий случай взяли с собой палатку, хотя турбаз на всём протяжении маршрута хватало. Но, береженого Бог бережет.
Ехать предстояло 350 км по асфальту до села Акташ, а дальше по грунтовкам разного качества через Улаганское плато, по ущелью реки Чолушман до южной оконечности Телецкого озера. Где мы очень надеялись погрузиться на паром и добраться до села Артыбаш, что находится в самой северной точке Телецкого, а дальше через Горно-Алтайск (единственный город на всю Республику Алтай) вернуться в Чемал и замкнуть круг. Такие были планы. На карте Чуйский тракт обозначен розовым цветом.
Официально Чуйский тракт сегодня – это часть автомобильной дороги М52 «Новосибирск – Ташанта (государственная граница с Монголией)», проходящей по территории Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай. С января 2017 года М52 будет частью азиатского маршрута «Новосибирск – Бийск – Ярантай (Монголия) – Урумчи – Исламабад – Карачи» и будет переименован в АН4.
Собственно Чуйский тракт начинается от села Майма (340 км от Новосибирска) и имеет протяженность 626 км, соединяет Сибирь с Монголией и Китаем. Местные же водители говорят проще: «От Маймушки до Инюшки триста тридцать три вилюшки». И это правда – поворотов на Чуйском тракте хватает.
Дорога содержится в очень хорошем состоянии. В сентябре, когда туристический сезон уже закончен, интенсивность движения совсем невелика.
Но неожиданно на дороге может встретиться живность: коровы, лошади, овцы-козы, как правило, в самый неподходящий момент.
При совершении обгона это надо учитывать. Виды кругом живописные, картинка постоянно меняется: то остроконечные ели среди каменных россыпей, то сосны с яркими, почти оранжевыми, стволами, а то вдруг - степь. И непременно высокое синее осеннее небо.
На пути два перевала – Семинский и Чике-Таман.
Семинский перевал 1894 м (9 км подъём, 11 км спуск). Его преодолевали скифы и орды хана Батыя. Здесь находится спорткомплекс «Семинский» - центр подготовки биатлонистов, где тренировки можно проводить круглый год.
Перевал Чике-Таман 1350 м (7 км подъем, 4 км спуск). Дрога вырублена в гранитном массиве.
Служит местом совершения церемониала у алтайцев (привязывание лент «кыйра» на дерево «ялами»). По легенде мировое дерево соединяет три сферы Вселенной: в верхнем мире (ветви) – Ульгень и его духи; в среднем мире (ствол) – люди, звери, птицы, а также главный земной дух Дьер-Су вместе с бесчисленными духами лесов, гор, озёр; в нижнем мире (корни) – духи Эрлика; Шаманы через ствол связываются с верхним и нижним миром.
Вдалеке видны столбы дыма, это лесные пожары в Бурятии.
Надо сказать, что святыми местами считаются все перевалы. Там стоят беседки, ленточки повязаны на деревьях, имеются аншлаги с описанием святого места и правилами поведения там. Кое-где есть жертвенный камень, где можно оставить монетки. Очередное святое место на слиянии рек Чуи и Катуни.
Обычное занятие на каждой остановке - фото сессия.
Немаловажная деталь: туалет всегда находится много ниже, и идти до него по тропинке довольно далеко.
Часто в таких местах люди складывают каменные пирамиды «туры» или «обо». Кто-то говорит, что таким образом отдается дань духам. Но есть и чисто практическая точка зрения: их ставили на перевалах для обозначения тропы на каменистых склонах, чтобы в тумане или в темноте не сбиться с дороги. Встретились туры, значит ты на правильном пути. Среди дорожных указателей с ограничением скорости на опасных участках встречается и такой колоритный «Не гневи шамана».
От села Онгудай влево отходит дорога, ведущая к роскошному туристическому комплексу «Алтайское подворье», в народе именуемому «Дача Путина». Так ли это на самом деле, остаётся только догадываться.
За комплексом можно наблюдать лишь с противоположного берега Катуни (или прямо с воды во время сплавов). И комплекс зданий, и вертолётная площадка строго охраняются. Туристы-водники рассказывали, что лодки спускаются из гаражей к берегу на специальных водяных лифтах.
Из интернета: «Алтайское подворье» — гостинично-туристический комплекс «Газпрома» в Онгудайском районе Республики Алтай. Проект гостиницы был создан итальянскими архитекторами. Комплекс находится в устье реки Урсул при впадении её в Катунь. В комплекс входит мараловодческое хозяйство с огороженными лесными угодьями и фермой для разведения маралов. Предполагается, что гостиницей и комплексом смогут пользоваться и лица не имеющие отношения к «Газпрому». Объект усиленно охраняется, что дало основания СМИ предполагать, что это место отдыха первых лиц государства. По другим сведениям, этот комплекс не входит в сеть официальных резиденций высших должностных лиц России.
Строительство дороги от села Онгудай на 651-м километре Чуйского тракта и до самого комплекса была начато в 2010 году. Дорога, на строительство которой из федерального бюджета уже выделено около 1 млрд рублей будет дорогой общего пользования без каких-либо ограничений.
Но добротный шлагбаум красноречиво говорит об обратном.
В республике существует некоторое количество туристических комплексов повышенной комфортности, однако все они размещаются на территориях Майминского, Чемальского, Турачакского района. Туристический комплекс санаторно-курортного типа «Алтайское подворье» станет первым объектом такого уровня в центральной части республики и послужит «раскрутке» мощного туристического потенциала Центрального Алтая.
«Газпром» пояснил, что «Алтайское подворье» будет использоваться для корпоративных мероприятий, встреч с деловыми партнерами и приема зарубежных гостей, a в районном центре п. Онгудай будет создано Горно-Алтайское линейно-производственное управление магистральных газопроводов.
В селе Яломан остановились на яблочном базарчике. Каких только яблок здесь не было. Мы взяли на пробу несколько сортов. Вкуснотища!
Решили, что из названия села выпала буква «б», Ябломан бы ему подошло больше.
Белый Бом (Ак-Бом) – огромная отвесная скала из белого мраморизованного известняка. Бом – значит прижим, непроходимое место.
Долгое время Белый Бом считался самым опасным местом Чуйского торгового пути. Когда к нему подходил караван, погонщик один проходил весь прижим, оставлял там шапку, и возвращался к каравану. Шапка служила сигналом того, что тропа занята. Встречный караван должен был ждать, так как навьюченных животных невозможно было развернуть на узкой тропе.
К вечеру добрались до села Акташ. На этом комфортная асфальтовая часть пути заканчивалась, нас ждали прелести грунтовых дорог и направлений.
На ночевку расположились на турбазе «Мёны».
Утром сходили на Гейзерное озеро – небольшое лесное озерко интересное тем, что чистейшая вода его позволяет разглядеть дно, покрытое слоем голубой глины, где в результате гейзерной активности рисунок меняется как в калейдоскопе.
Появляются и расплываются круги, сливаясь друг с другом.
Наряду с известными: огнём, водой, «как другие работают», на это чудо можно смотреть бесконечно.
Народ сидит часами и гадает, как на кофейной гуще.
Но нам надо было ехать дальше. Через несколько дней, на обратном пути, мы прокатились дальше по Чуйскому тракту в сторону Монголии, чтобы посмотреть на Северо-Чуйский хребет, снег на вершинах которого не тает даже летом. По пути задержались в зарослях облепихи.
Пособирали немного, отвели душу.
Остановились. В долине реки Чуи видно село Курай, кругом раскинулась Курайская степь, зажатая между двух горных массивов: слева Курайский хребет, справа – Северо-Чуйский.
Этот красавец так и не открылся в то утро полностью. Через гонимые ветром рваные облака мы разглядели только нижнюю его часть.
До села Ташанта, что находится на границе с Монголией, мы не доехали около ста км и двинулись в обратный путь, который, как водится, всегда короче.
Проезжали уже знакомые места, но в другом ракурсе и при другом освещении они выглядели иначе.
В живописном месте, на излучине Чуи установлен мемориал в память строителей Чуйского тракта, водителей, доставлявших грузы в военное и послевоенное время.
Идея взята из сюжета известной наивной песни «Есть по Чуйскому тракту дорога» о Кольке Снегирёве.
Интересно, что у песни, которую все считают народной, есть автор – Новосибирский писатель-фантаст Михеев М.П. Он был влюблён в девушку, которая предпочла ему шофёра Николая Ковалёва. В отместку отвергнутый писатель сочинил стихи, где девушку вывел под именем Рая, а соперника переименовал в Кольку Снегирёва. Слова тут же кто-то положил на музыку, песню подхватили и полюбили. В отличие от литературных героев, влюблённые прототипы сыграли свадьбу, на которой распевали известную песню. На автора они не обиделись. Фантаст же. Но в сюжете песни на самом деле вымысла немного. Почти на каждом крутом повороте встречаются по два-три памятника – свидетельства дорожных трагедий разных лет, часто - это руль (…от АМО помятый штурвал…).
Выше, на склоне горы сохранился фрагмент старого Чуйского тракта (до реконструкции 1988 года).
Опорная стенка из камней выложена вручную строителями (узниками СибЛАГа). Дорога в одну колею, узкая.
Говорят, что где-то в этих местах проходил Великий шелковый путь.
P.S. Дальше про перевал Кату-Ярык и плато Улаган - край озёр.
+7-962-125-15-15
Мариш, это что-то!! Это моя мечта всех мечт!
Спасибо за фотки клёвые, за рассказ!!! Я в отпаде!!!!
Спасибо, рыбка! Я давно собиралась рассказать об этой поездке. Рада, что тебе понравилось. Мечта твоя обязательно сбудется. На самом деле всё очень доступно.
Всегда пожалуйста. Продолжение уже пишу. Спасибо, что читаете
На первую часть ссылку дать забыла.
Не менее красива и Обь река Южнее Барнаула, вот по ней бы прокатиться.
Как в детстве на катере.
С ночевками и рыбалкой!
Спасибо за добрые впечатления!
Поражает особенность овец посреди дороги зависать.Такое порой ощущение, что они совещаются по поводу захвата Мира А на одном из фото ты прямо Васнецовская Аленушка.
Спасибо за комплимент. Это мои старые, в хорошем смысле, друзья, проверенные в молодости в походах (иногда безбашенных). Качество некоторых фоток не Айс, они сделаны на ходу прямо через ветровое стекло. Интересное сравнение, только я скорей Маринушка
Спасибо, Вика
Спасибо, мне очень приятно. Скоро будет продолжение
Всегда рада
У меня в Чемале подруга, она все и придумала, весь маршрут. Сейчас в интернете можно узнать всё. Там есть контакты, можно заранее связаться с туроператорами, предложений очень много. Надя (она была с нами в прошлом году), сейчас собирается ехать самостоятельно. Купила билет до Новосибирска и тур на базу на юге Телецкого озёра, куда мы не добрались. Операторы встретят в Новосибирске и отвезут на базу. А там радиальные маршруты на любой вкус, лошадки есть.
В прошлом году до Новосибирска и обратно взяли за 27 тыс. Ещё 1700 маршрутка до Чемала. А там мы сбрасывались в общую кассу по 8 тыс. Тратили на продукты, бензин, турбазы, музеи, переправы, водные прогулки и т.д. вполне бюджетно. Только билет на самолет нужно брать заранее. Надя сейчас взяла за 30 тыс., но искали долго. Путевка ей обошлась в 15 тыс.
Рада, что вам понравилось. Там правда здорово. Это ещё не всё, пишу продолжение. Спасибо за отзыв.