Мастер-класс от Мохсена Махмальбафа (на конкурс)
Как долго я ждала это эпическое для нашего острова событие - пятый юбилейный кинофестиваль "Край света"... но великий облом, в виде коллеги ушедшей на больничный, вынудил меня раздать билеты на фильмы, которые так хотелось посмотреть. Однако, единственное куда мне посчастливилось попасть - это был показ фильмов "Жилец" и "Папина школа" иранского кинематографиста и главного жюри этого мероприятия - Мохсена Махмальбафа и его последующий мастер-класс.
Конечно, потом я пересмотрю свое мнение насчет его таланта, но первое знакомство, в виде 20-ти минутного фильма "Жилец", не оставила у меня каких-то особых впечатлений в душе. Может я изначально относилась к фильмам с участием как минимум двух инвалидов в качестве главных героев, как к апеллированию к банальному чувству жалости, может не прониклась закладываемой идеей, может просто не люблю эмигрантов.. но факт, я осталась равнодушной и хотела уже направится к выходу.
Остановил меня только следующий документальный фильм BBC "Папина школа", который является автобиографией семьи Махмальбаф, а мне уж очень нравятся узнавать судьбы деятелей киноискусства. Итак..
.. Нелегкое начало жизни политически неуместного человека, тюремный срок за революционную деятельность на 4 года. Также несмотря на жесткую цензуру, воплощенный в жизнь талант создателя авторских фильмов и не меньший талант учителя азам киноискусства для своей семьи.. Платой же за эту непоколебимость послужил, практически, бойкот на кинотворчество в своей родной стране.
Я, забыв про "Жильца" (эх, все-таки знакомство с режиссером никогда не стоит начинать с короткометражки), и пообещала себе, что обязательно посмотрю его фильмы, ибо прониклась к Мохсену Махмальбафу искренней симпатией за его сочетание "железного стержня" и гуманизма человека, повидавшего в жизни много плохого и несправедливого в жизни.
Из-за небольшой технической накладки попала я сразу после сеанса где-то на двадцатую минуту мероприятия, народу было достаточно и все с интересом слушали..
Фото: Геннадий Авраменко
На мастер-классе Мохсеном было много рассказано о препятствиях на пути к творческой реализации, собственных переживаний, которые были вложены в его фильмы. И это еще раз подтвердило моё убеждение, что "кинематографист", это не просто творческая хорошо оплачиваемая профессия, а особый талант , позволяющий умело интерпретировать свой индивидуальный взгляд на мир в форму произведения (не важно какого жанра), что этому невозможно просто взять и научиться на Высших курсах режиссеров и сценаристов, это надо просто пережить в своем сердце и переварить в мозгах. А создание фильмов по шаблонам, рассчитанные на массового потребителя, мы все можем лицезреть в российских сериалах, после программы "Время" или пресловутых голливудских фильмах (не всех разумеется).. бездушные и безыдейные они все какие-то, не правда-ли?
Главную гениальную и в то же время простую истину, которую донес до нас Мохсен, подбадривая будущих фильмейкеров: создать свой собственный фильм трогающий сердца и умы людей, подвластно каждому, кто приложит все интеллектуальные и эмоциональные резервы во имя цели. Яркий пример - это он сам и его собственная семья.
И наконец, закончу отзыв о своих впечатлениях я несколькими принципами Мохсена Махмальбафа, которые предусмотрительно записывала в блокнот:
1. Непосредственный опыт переживания показанный в фильмах, делают таковой живым и искренним.
2. Цель создателя не повторять чужое искусство, а осмыслить жизнь и сделать что-то истинно своё.
3. При просмотре чужих фильмов, делать упор нужно не на количество, а на качество.
4. Роль дисциплины превращает ограничения в возможности (чтобы сосредоточиться на своем фильме Мохсен не разговаривал ни с кем 3 месяца).
5. Режиссер должен быть честен со зрителями и нести всю ответственность перед ними за то, что они переживают при просмотре его фильма и все последствия которые могут наступить в дальнейшем.
Спасибо, за внимание!
+7-962-125-15-15