Православный календарь огородника
Всякому овощу свое время
Народная поговорка
Здесь приводиться лишь наиболее важные церковные праздники (двунадесятые, великие) и дни памяти святых, так или иначе связанных с сельскохозяйственной деятельностью человека, те даты, которые хранят опыт поколений, кроме того, в настоящем календаре даны современные рекомендации по срокам проведения сельскохозяйственных работ на основе данных агротехники и результатов их практического применения.
На Руси в древности славянский новый год отмечался 6 мая (23 апреля по старому стилю) по языческим народным верованиям этот день соответствовал дню сотворения мира.
После принятия христианства на Русь пришел юлианский календарь.Он представлял собой календарь солнечного года, разработанный в глубокой древности египетскими жрецами, реформированный и принятый в Римской империи по приказу императора Юлия Цезаря в 46 г. До Р.Х. название некоторых месяцев этого календаря были посвящены языческим римским богам и римским императорам. Так, январь – месяц, посвященный Януарию, или Янусу, — двуликому божеству, покровителю входов и выходов, начала и конца; июнь посвящался богине- матери Юноне – покровительнице матерей, семейного очага и плодородия земли, июль – Юлию Цезарю, август – Октавину Августу. Число дней в году полагалось равным 365,25
Со времени принятия Русью христианства славянские названия месяцев – просинец, травень, цветень, серпень и др. – были заменены на латинские — январь, июнь, сентябрь и т.д. Был приняты мартовский стиль летосчиления, т. е. новый год стал начинаться 1 марта- месяц празднования Пасхи. Март считался 1 месяцем в году.
Церковный год начинался с со дня Светлого Христова Воскресения и делился на три периода – от Пасхи до Троицы (когда богослужение проводятся согласно особой книги – Цветной Триоди), от Троицы до Великого поста (период рядового богослужения) и период Великого поста (богослужения совершаются по Постной Триоди).
Реформу календаря провели при Иоанне 3. С 1492 г. Начало церковного и гражданского года стали считать с сентября, а март был по счету уже седьмым. Это связано с библейским рассказом о сотворении мира. Считалось, что Бог создал мир в сентябре, так как уже были зрелые плоды на деревьях, которые могли пробовать первые люди Адам и Ева. Отсюда идеи русская традиция угощать зрелыми яблоками в день нового года. Сентябрь также был удобен и с хозяйственной точки зрения он соответствовал окончанию основных полевых работ, подведению итогов сельскохозяйственного года. Счёт лет начинался от вычисленной на основе библейских текстов дата сотворения мира.
В 1699 году Петр Первый издал указ “О писании впредь генваря с 1-го числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира”, в котором повелел считать новый год не с 1 сентября, а по-европейски — с 1 января. Счет годам стали вести от Рождества Христова.
С течением времени после многочисленных астрономических наблюдений и вычислений в Западной Европе было замечено, что длительность астрономического года немного меньше длительности, принятой в юлианском календаре. В силу этого астрономическая дата весеннего равноденствия немного смещается относительно принятой в юлианском календаре даты. Поскольку с астрономическим днем равноденствия связаны природные фенологические фазы, а следовательно, и сроки сельскохозяйственных робот, то происходил соответствующий сдвиг и этих сроков. К 16 веку разница была уже заметной и составляла 10 суток. По повелению римского папы Григория 13 в 1582 году была принята реформа календаря, направленная на то, чтобы уравнять церковный год с астрономическим. Так появился григорианский календарь, “новый “стиль. Постепенно он был принят всеми государствами Западной Европы. В 1918 г. В России в качестве гражданского был введен григорианский календарь, “новый” стиль.
Православная Церковь следуя каноническим правилом расчета Пасхалии, разработанным святыми отцами и принятым на Вселенских Соборах, сохранила юлианский календарь для определения церковных праздников.
С каждым днем в церковном православном календаре связывается память многих святых, воспоминание о значимых в духовном плане событий. Русский народ на основании многолетнего опыта отмечал в календаре важные фазы фенологического состояния природы, наиболее благоприятные даты для проведения различных сельскохозяйственных работ. Обладание такой информацией было совершенно необходимо для человека, жизнь которого завесила от собранного урожая. Постепенно в народе два календаря — церковный и хозяйственный – тесно переплелись. Сейчас накопительная веками крестьянская мудрость представляет собой несомненную ценность. Учет ее может помочь повысить отдачу земли. Современным земледельцам есть чему поучиться у народа, привыкшего жить в согласии с природой, со всем Божьим миром. Однако применение народных знаний должно быть критичным. При определении благоприятных сроков по народному календарю следует делать поправку на особенности года и местность. Для разных регионов существовали значительные различия в народном календаре. Здесь приводиться в основном для средней полосы России. Следует иметь в виду, что фенологические фазы с течением времени смещаются относительно юлианского календаря (старого стиля), так как они определяются солнечным циклом, движущимся в соответствии с григорианским календарем, поэтому сейчас оптимальные сроки наступают несколько раньше, чем столетия назад. Чтобы правильно ориентироваться в народном календаре, целесообразно сравнивать отраженные в нем фенологические наблюдения с конкретными условиями текущего года и по ним скорректировать предлагаемые рекомендации. По смещению фенологических фаз относительно средних сроков судить о фенологическом времени года — о ранней или поздней весне, лете, осени и т. д.
Здесь приводиться лишь наиболее важные церковные праздники (двунадесятые, великие) и дни памяти святых, так или иначе связанных с сельскохозяйственной деятельностью человека, те даты, которые хранят опыт поколений, кроме того, в настоящем календаре даны современные рекомендации по срокам проведения сельскохозяйственных работ на основе данных агротехники и результатов их практического применения.
О.А. Кузенков, Г.В. Кузенкова.
МАРТ
2 марта. День памяти великомученика Феодора Тирона. Будучи воином, он отказался принести жертву идолам, за что его бросили в темницу на голодную смерть. Сожжен на костре за веру Христову (306)
Федор Тирон, по церковному учению, имеет особую благодать оказывать помощь в отыскании украденных вещей.
5-10 марта – оптимальный срок посева семян на рассаду помидоров, баклажанов, перца. 5-15 марта – посев семян на рассаду капусты, помидоров.
14 марта. День памяти св. преподобномученицы Евдокии. Святая мученица Евдокия долго вела грешную жизнь. Под воздействием убеждений старца Германа отвергла эту жизнь и удалилась в монастырь. Она стала исцелительницей, исповедовала христианскую веру, за что подверглась преследованию со стороны врагов учения христова. После мучений была обезглавлена (170)
С этого дня в народном календаре начинается весна. В народе считалось, что день святой Евдокии открывает весну. День отмечается как торжественный праздник. Обычно на Евдокию сеяли семена капусты на рассаду. Считалось что посеянные в этот день семена дадут рассаду, устойчивую к морозу.
15-20 марта – посев рассады семян сельдерея, лука-порея, баклажан. Закладка клубней картофеля на проращивание.
17 марта День памяти преподобного Герасима Иорданского, Герасим – великий образец подвижничества. В трудах его другом был лев, который умер на его могиле и был зарыт близ гроба святого. Герасим сначала подвизался в пустыни, потом поселился на берегу Иордана и основал там обитель. (475)
Считалось, что в этот день прилетают из теплых стран на русскую землю грачи – первые внесение птицы. По наблюдениям, сроки прилета грачей колеблются от 17 марта до 15 апреля. Птицы имеют большое значения для садовода, так как охраняют участок от вредных насекомых. В начале месяца в саду развешивают скворечники и синички для привлечения полезных птиц.
Продолжение следует. Заходите на сайт монастыря http://monastic-sakh.cerkov.ru/ Там же можно почитать рецепты приготовления монастырских блюд.
+7-962-125-15-15