Про добычу водно-биологических ресурсов. Скучная статистика

Про добычу водно-биологических ресурсов. Скучная статистика

Пост - пища для ума. Комментировать не хочу. И не буду

Единственное, что хочу заметить, это то, что исполнительная власть субъекта не особо стремится развивать отрасль. Яркий пример тому - последний конфликт рыбопромышленников по поводу отказа в перезаключении договоров (проблема "промышленный/прибрежный" лов).

В Сахалинской области заложены основы для перехода к экологически и экономически прогрессивному способу освоения водных биологических ресурсов (рыбоводное/аквакультурное хозяйство - добыча - переработка). По оценке ФГУП "СахНИРО" промысловый возврат в результате деятельности лососевых рыбоводных заводов ежегодно составляет около 28 тыс. тонн кеты и 34 тыс. тонн горбуши. Существенная часть объемов возврата осваивается предприятиями этого типа.
Общее количество рыбодобывающих и транспортных судов, имеющих приписку к портам Сахалинской области, составляет 673 единицы. За последний год флот сократился на 15 судов. Средний возраст судна в рыбной промышленности Сахалинской области составляет более 25 лет. Доля новых судов возрастом менее 10 лет не превышает 3,4% (новострой обеспечен деятельностью областного предприятия "Сахалинлизингфлот"). 378 судов (маломерные и малотоннажные) имеют существенные ограничения по срокам навигации и удалению от портов базирования. Промысловые и производственные возможности крупнотоннажного флота используются не более 70%, среднетоннажного - 55%, малотоннажного - не более 45%.
Рыбоперерабатывающие мощности, расположенные на территориях области, позволяют производить широкую номенклатуру рыбной продукции: мороженую, консервную, пресервную, копченую, вяленую, кулинарную и т.д. Производственный потенциал береговой переработки располагает: 10385,7 тонн/сутки морозильных емкостей, холодильниками на 147,3 тыс. тонн единовременного хранения, 2,6 муб/сутки производства консервов. За единичными исключениями, производственные комплексы созданы и используются для переработки крупных ежедневных поставок моновидового сырья, накопления и хранения продукции в период лососевой путины. Возможность сохранения рентабельности при суточной переработке менее 10 т сохранилась у отдельных предприятий сектора. Балансовая стоимость основных фондов береговых перерабатывающих предприятий рыбохозяйственного комплекса области (далее - РХК) составляет 12,4 млрд. рублей. Рыночная стоимость активов береговых рыбоперерабатывающих предприятий формируется исключительно объемом закрепленного за мощностями доступа к ресурсам, с балансовой стоимостью корреляция отсутствует.
В целом, продукция сахалинских производителей рыботоваров пользуется устойчивым спросом. Объем реализованной продукции собственного производства составил 24569,6 млн. рублей. В 2008 году - 18090 млн. руб. По сравнению с предыдущими годами в 2012 году изменилась структура экспортных поставок. Увеличились поставки продукции с высокой добавленной стоимостью: рыбы охлажденной, филе рыбного и субпродуктов. Средняя стоимость 1 кг экспортной рыбопродукции составляет 1,6 дол. США, против 1,5 в 2008 году. Стоимость рыботоваров областного производства на рынках Российской Федерации значительно упала до 24,8 руб. кг, против 34,4 руб. кг в 2008 году.
Целенаправленная государственная политика в области рыболовства, направленная на закрепление за хозяйствующими субъектами долгосрочного права на доступ к промыслу водных биологических ресурсов, ликвидацию избыточных административных барьеров, финансовую поддержку предприятий отрасли (в том числе налоговыми льготами), обусловила рост натуральных и финансовых показателей рыбохозяйственной деятельности.
Однако потенциал роста (структуризация отрасли, создание условий для работы в легальной экономике, налоговые льготы), сформированный в 2008 - 2011 годах, в значительной мере исчерпан, что, с учетом влияния предстоящего в 2018 году перезакрепления права на доступ к промыслу ВБР, уже привело к существенному падению темпов развития отрасли в 2011 - 2014 (прогноз) годах.
Несмотря на достигнутые за пять лет, с 2008 года, положительные результаты в рыбохозяйственном комплексе Сахалинской области, в отрасли проявились негативные тенденции. Как являющиеся общими для рыбохозяйственного комплекса страны, так и обусловленные региональными особенностями.
В связи с тем, что возможности экстенсивного развития отрасли в значительной мере реализованы, к примеру, динамика уловов традиционных объектов рыболовства в долгосрочной перспективе будет определяться природными факторами с существенным снижением роли технологических усовершенствований и государственного администрирования.
Базисом рыбохозяйственной деятельности является улов водных биологических ресурсов. Переделы уловов в процессе производства и доставки конечному потребителю рыботоваров формируют экономические показатели отрасли. Фактический объем добычи водных биологических ресурсов в области в последние три года стабилизировался на уровне 700 тысяч тонн (ежегодные колебания 10% в обе стороны). При том, что реальный введенный в промысел ресурс в объеме 300 - 350 тысяч тонн систематически не используется. Недолов является следствием отсутствия институциональных оснований для ведения многовидового промысла объектов прибрежного комплекса, добычи большинства объектов литорали, а также водных биоресурсов, не обслуживаемых рыбохозяйственной наукой.
Однако основной причиной недолова является законодательный запрет на судовую переработку и перегруз уловов, добытых в режиме прибрежного рыболовства.
Введение данной нормы, не учитывающей географического своеобразия островного региона, существенно сократило возможности ведения прибрежного промысла. Использование средне- и крупнотоннажных судов в режиме свежъевого траулера, доставляющего ежедневный улов для дальнейшей переработки, экономически не выгодно. Использование предназначенных для этого малотоннажных и маломерных судов, имеющих радиус действия до 50 миль от порта убежища, в условиях Сахалина и Курил приводит к существенному сокращению доступных промысловых районов. Значительная протяженность промысловых районов Курильских островов, более 2000 км, с пятью точками базирования флота позволяет облавливать, даже в сопровождении средне- и крупнотоннажников, не более 13% прибрежных акваторий в Северо-Курильской, Камчатско-Курильской и Южно-Курильской промысловых подзонах. Протяженность по береговой черте Восточно-Сахалинской промысловой подзоны превышает 2500 километров с шестью точками базирования флота. Что позволяет облавливать не более 34% прибрежных акваторий малым флотом. Оставшаяся часть промысловых акваторий попросту не доступна маломерному флоту.
На волне развития российской сетевой торговли и административного поощрения поставок рыботоваров в страну произошел резкий подъем российского рынка традиционных рыботоваров. Средняя стоимость рыботоваров сахалинского производства выросла в 2010 году до 42,3 руб. кг. Обвал цен (до 31,1 руб. кг - в 2011 году, 24,8 руб. кг - в 2012 году) обусловлен значительным превышением предложения традиционных рыботоваров и массовым созданием перерабатывающих производств в центрах потребления. Развитие рыбохозяйственной деятельности в прибрежных и континентальных субъектах федерации, находящихся рядом с российскими центрами потребления рыботоваров, еще более сужают сегменты рынка островной рыбопереработки. С учетом существующей нормативной правовой базы и тенденций развития рынков рыбопереработки и розничной торговли страны прогнозируется увеличение доли объемов рыбопродукции областного производства, используемой для промежуточного потребления (сырье для рыбопереработки). Определяющее влияние на рыбоперерабатывающую подотрасль области будут оказывать рыночные факторы. Одновременно повышается роль государства в стимулировании: преодолении технологической отсталости, повышении инвестиционной привлекательности рыбной отрасли, развитии российского рынка и усилении позиций на зарубежных, создании комфортной логистики и законодательства.
При формировании направлений развития отрасли необходимо учитывать, что рыночные процессы в стране развиваются на фоне мировой аквакультурной революции, которая в корне изменила структуру и способы образования добавленной стоимости в рыбохозяйственной деятельности. Формирование добавленной стоимости затратным (производственным) способом: глубиной и количеством переделов предмета труда и его перевалок (перегрузов), удорожанием за счет тарных наполнителей и т.д. интенсивно замещается производственными затратами на сохранение природного качества и полезных свойств продукта. Существенно возрастает доля непроизводственных затрат в стоимости рыботоваров. Экологически позитивное происхождение, сохраненная максимальная пищевая полезность, удобство и эстетичность продукта конечного потребления, узнаваемость бренда - эти и другие общественно значимые свойства рыботоваров формируют на современном рынке добавленную стоимость, сопоставимую с создаваемой в процессе производства.
На мировом рынке доля глубокой переработки водных биоресурсов не растет. Ведущие торговые компании увеличивают объемы продажи рыбной продукции в живом виде. Экспорт живой рыбы не попадает под ценовые ограничения ВТО. Технологии ее сохранения и доведения до потребителя являются одним из факторов, обуславливающим рост конкурентоспособности областного РХК, в том числе за счет привлечения туристов.
Долгосрочные перспективы развития отрасли в Сахалинской области напрямую увязаны с формированием доли добавленной стоимости, обеспечивающей развитие промысла и рыбопереработки, образуемой областными производителями рыботоваров, в конечной стоимости продукции. В рыночной экономике доля участия зависит от степени интеграции в рынок и производственно-сбытовой мобильности производителя. Что обуславливает необходимость устранения дискриминации отдельных рынков и видов рыболовства, упрощения бюрократических процедур при перемещении рыботоваров. Эта структура позволит максимально использовать естественные преимущества региона и особенности развития экономики области.
Экспертная оценка оптимальных пропорций отраслевой добавленной стоимости в структуре областного валового регионального продукта к 2020 году с учетом прогноза динамики традиционных промысловых объектов и принятия комфортных для региона Законов "Об аквакультуре" и "Прибрежном рыболовстве":
- 80% рыбопромысловых мощностей преимущественно ориентировано на региональный, российский и международные рынки промежуточного потребления, они же обеспечивают половину добавленной стоимости рыболовства;
- примерно 17 - 18% мощностей ориентируются на рынок массовой продукции, используют стандартные технологии рыбопереработки - они обеспечивают 40% добавленной стоимости;
- 1,5 - 2% мощностей работает на рынок технической и высокотехнологичной продукции (например, для производства кормов для аквакультуры, фармакологии) и обеспечивают 10% добавленной стоимости.
К 2013 году в Сахалинской области сложилась обратная пропорция, количество предприятий береговой переработки на треть превышает количество промысловых предприятий их обеспечивающих. Производство технической продукции: массового специализированного производства нет, изготовляется туковая мука при ведении океанического промысла минтая, на стадии экспериментальных производств береговая переработка (агар, нерпичий жир, шкуры, туковая мука берегового производства). Неопределенность границ и параметров прибрежного рыболова сдерживает развитие промысла и привела к образованию систематического недолова более 200 тысяч тонн ежегодно.
Введенные в промысел объемы и долгосрочный прогноз динамики запасов объектов морского промысла (с учетом резервных и потенциально доступных) в прилегающих акваториях и в доступных сахалинскому флоту промысловых районах Тихого океана, с учетом производственного потенциала отрасли, складывающегося из права на доступ к промыслу водных биоресурсов, промысловых и перерабатывающих мощностей и устойчивого российского и мирового спроса на рыботовары, позволяют рассчитывать на устойчивые доходы от рыбохозяйственной и сопряженной с ней экономической деятельности на долгосрочную перспективу.
Вместе с тем развитие отрасли сдерживают:
- узкая специализация регионального рыбохозяйственного комплекса (75% всего улова составляют минтай и тихоокеанские лососи, в объемах сырца для береговой переработки - до 90% лососевые виды рыб);
- продолжающееся удорожание расходов на производство и транспортировку готовой продукции от места ее производства до мест ее массового потребления;
- низкая капитализация отрасли, значительный физический износ основных производственных фондов рыбоперерабатывающих предприятий и низкий уровень технологической и технической оснащенности добывающих и обрабатывающих производств;
- низкий уровень конкурентоспособности вырабатываемых рыбопромышленниками товаров и услуг, низкий уровень корпоративной культуры, слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования, отсутствие стимулов к повышению производительности труда, неразвитость сферы инновационных услуг, а также слабая взаимосвязь бизнеса с наукой и образованием;
- сохраняющийся незаконный, несообщаемый и нерегулируемый промысел водных биоресурсов, а также негативное антропогенное (в том числе рекреационное использование морских и речных побережий) воздействие на среду их обитания;
- незавершенность федеральной нормативной базы, регулирующей вопросы прибрежного и любительского рыболовства, аквакультуры.
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Кирилл Кобяков, 20 января 2016, в 14:17 +6
Комментарии
Написано 20 января 2016, в 18:47
А вы бы проще топ сделали. Пипл, хавайте. http://docs.cntd.ru/document/499408448

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "Развитие рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области на 2014 - 2020 годы". Комментов не будет - не царское это дело.
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Правосудие взасос
Правосудие взасос
Общественный мониторинг медиаактивности депутатов Сахалинской областной думы
Общественный мониторинг медиаактивности депутатов Сахалинской областной думы