В мае сахалинские пограничники отмечают сразу две памятные даты - 15 мая - День пограничной службы на Сахалине и 28 мая - День пограничника России. Мы собрали материалы о прошлом и настоящем Сахалинского пограничного управления береговой охраны.
Декрет Совета народных комиссаров в 1918 году, когда была учреждена охрана границы РСФСР и высадку первого пограничного отряда на берег вблизи села Арково на северном Сахалине разделяет всего семь лет.
Пограничный отряд в полной экипировке с оружием и боевой техникой высадился с теплохода "Эревань" на берег Татарского пролива вблизи посёлка Арково. А уже через месяц пограничники заступили на охрану рубежей северного Сахалина. Штаб подразделения был размещён в Александровске-Сахалинском. Вплоть до начала второй мировой сахалинские пограничники боролись против вооружённых банд.
Браконьерское судно. Конец 20-х годов. Фото из архива ПУ ФСБ России по Сахалинской области.
В славную летопись внесены имена героев-пограничников, отдавших свои жизни в ходе освобождения южного Сахалина и Курил. В послевоенные годы воины в зелёных фуражках уже охраняли рубежи по всему Сахалину и Курильским островам. Только за первые четыре послевоенных года сахалинские пограничники задержали и обезвредили около полутора тысяч нарушителей границы. Сегодня у островных стражей рубежей цели иные, но граница как была, так и осталась.
Валерий Павлович Сидорин - ветеран пограничной службы. В семидесятых служил офицером на Курилах, затем его перевели в порт Корсаков на судоремонтный завод, где он работает и поныне, хотя на пенсии почти 20 лет. Вспоминает годы, когда Сахалинская область была пограничной зоной, и сожалеет, как и многие из старой гвардии, о том, что островной регион стал доступным для всех желающих.
- Люди стали приезжать разные, С открытием свободного въезда с продовольственным снабжением стало намного лучше, а вот с порядком -хуже. По всей области и в нашем Корсакове. Но больше всего мне жаль моё родное предприятие - судоремонтный завод. Мы обеспечивали безопасную службу наших кораблей в море, проводили ремонт разной сложности. Обслуживали сторожевые большие корабли, ну и, конечно, маломерные суда. А сейчас... в результате реорганизаций наш завод обмельчал и стал судоремонтной мастерской. Хотя ремонтная база у нас хорошая, делаем многие работы. Стараемся всеми силами помогать нашим пограничникам, которые в море.
-
Вся работа держится на старых, испытанных временем, кадрах. Вместе с Валерией Павловичем бок о бок трудятся такие же пенсионеры и ветераны службы. Молодых специалистов не устраивает уровень зарплаты, поэтому передавать опыт некому. Большие корабли теперь проходят обслуживание и ремонт во Владивостоке. Здесь занимаются ремонтом патрульных катеров.
К 70-летию Великой Победы Валерий Сидорин с помощниками выточили на станках точную копию артиллерийского снаряда времён Второй мировой, которую вручили корсаковскому совету ветеранов. Валерий Павлович говорит, что прожив почти сорок лет на Сахалине, уже и не знает - где его малая родина - в Молдавии, где вырос, в Ленинграде, где учился или в Корсакове. Здесь живут его дети, и бегают внуки.
Сегодня в пограничные службы военнослужащих по призыву не набирают. Последний солдат-срочник был уволен в 2008 году. Погранвойска полностью переведены на контрактную службу. Профессиональная служба позволяет более эффективно и с меньшими экономическими затратами выполнять задачу по охране государственной границы.
Дмитрий Таратушкин, капитан пограничного сторожевого корабля, уверен в своём экипаже, который состоит из контрактников.
- Слабые, с мелким характером здесь не задерживается, - говорит капитан. - Служба сложная.
Половина времени проходит в морях, где штормы - частое явление. А браконьеры как раз и любят работать в таких штормовых условиях. Вспоминает самое тяжёлое время - девяностые, когда приходилось буквально добывать многие детали для оснащения боевого корабля.
- Сейчас цели другие. Это охрана экономической составляющей морских границ, но основные задачи остались прежними. Я помню как нам приходилось служить в переходный период страны. Было сложно - низкая зарплата, плохое обеспечение кораблей. Приходилось вкладывать душу, чтобы из того, что было под руками, что-то делать для оснащения. Чуть позже на помощь пришли специалисты судоремонтного завода. Сейчас пограничные корабли современные, оснащены всем необходимым, поэтому сегодня служба проходит намного лучше.
Два месяца назад экипаж под командованием Дмитрия Таратушкина отличился - задержал в море большое браконьерское судно. В погоне за ним орудия боевого корабля сделали несколько предупредительных выстрелов. При досмотре было обнаружено более 20 тонн живого краба, которого и выпустили в свою среду обитания.
Неоценимую помощь патрульным и сторожевым кораблям, бороздящим Охотское море, оказывает подразделение пограничных органов - радиотехнический пост. Мыс Томари-Анива когда-то был облюбован японскими военными, а после войны здесь несут дозор пограничники. Даже невооружённым взглядом Анивский залив видно, как на ладони, а через мощный бинокль видимость увеличивается на четыре километра. И вряд ли удастся нарушителю морской границы остаться незамеченным.
Андрей Тимофеев за несколько лет службы изучил каждый метр территории, где находится "вертушка", так называют пограничники радиотехнический порт. Изучил все сохранившиеся японские сооружения над и под землёй. И поневоле стал народным исследователем. Но прежде всего для него - служба.
- Наша работа помогает в общем анализе, контроле судов, находящихся на охраняемом участке, их подсчёте, а также в контроле за выловом морских биоресурсов, - поделился Андрей Тимофеев.
28 мая сотрудники Корсаковской пограничной службы участвовали в праздничном торжестве в Южно-Сахалинске в сквере пограничников.