Путешественники-рыболовы планируют обойти пять сахалинских мысов за два года
фото: клуб «Sakhalin fishing and travel»

Путешественники-рыболовы планируют обойти пять сахалинских мысов за два года

Впечатлениями о приключениях они поделились с ASTV.RU

История этой команды началась с путешествия Максима Сорока и Евгения Мячина на мыс Терпения в июле прошлого года. Тогда и родилась идея посетить ещё пять сахалинских мысов (Крильон, Анива, Мария, Елизавета и Погиби), но в большем составе.  Сначала возникла группа в WhatsApp, а спустя год  страница рыболовов и путешественников «Sakhalin fishing and travel» в Instagram. В новое путешествие команда нового клуба отправилась в путь тремя экипажами моторных лодок.
 
 
О том, как все проходило, редакции ASTV.RU рассказал руководитель клуба Максим Сорока: (орфография и пунктуация автора сохранены)
 
"Путешествие на мыс Крильон запланировали на выходные с 12 по 14 июня, и с апреля началась активная подготовка и поиск единомышленников. С июля 2019 по июнь 2020 года в наш клуб вступило более 20 человек, для кого рыбалка и путешествия очень интересны, есть желание путешествовать на моторных лодках по Сахалину.
 
 
 
Итак, путешествие началось в 6 утра 12 июня в День России. Три экипажа по два человека выехали из Южно-Сахалинска к речке Бачинская (район р. Урюм) на рыболовный стан к Ирине Григорьевне, которая любезно разрешила оставить машины с прицепами под присмотром на три дня, за что ей огромное спасибо. Наши экипажи:
 
1-й экипаж: лодка «Баджер 390» – Сорока Максим и Мячин Евгений – организаторы.
2-й экипаж: «Риб 440» –Комышев Юрий Васильевич и Полякин Андрей;
3-й экипаж: «Лодка Братан 420» – Бамбизо Алексей и Шилейко Евгений.
 
 
Через 3 часа лодки были упакованы и спущены на воду.
 
До мыса Анастасия (урочище Атласово) нам предстояло пройти по морю 60-70 км с учетом движения вдоль берега. Как только мы начали спускать лодки, поднялась прибойная волна, которая сильно мешала выходу в море. Первый и третий экипаж достаточно быстро стащили лодки в море и отошли, а вот второй экипаж на «Рибе» (лодка с пластиковым дном) испытывал небольшие трудности. Первый экипаж увидел, что им нужна помощь, потому что лодку они спускали двигателем вперед на прицепе и в лодку при каждой волне заливалось много воды. Но спустя минут 15 им удалось отойти от берега.  И три экипажа отправились в путь на первый переход. Но проблемы на этом не закончились. Первый экипаж взял слишком много вещей и топлива, что никак не мог выйти на глиссер. По рации мы попросили вернуться второй экипаж, который уже почти на километр уплыли вперед, спустя 10 минут большую канистру с водой мы переставили в «Риб», и все проблемы были решены. Первые полчаса над морем светило солнце и почти не было ветра, но как только мы отошли чуть дальше от р. Урюм, задул сильный западный ветер с порывами до 30 метров. Частая встречная волна замедляла наш путь, и большой вес груза влиял на скорость движения всех лодок. Через 1,5 часа мы добрались по речки Ульяновка, испытывая сильные удары от прыжков по волнам.
 
Несмотря на дискомфорт от движения по волнам, великолепная красота природы юга Сахалина, виды на скалистый берег и постоянно меняющийся пейзаж наполняли душу теплом, и сильный боковой ветер уже был не страшен.
 
После речки Ульяновка нам предстояло обогнуть острый мыс, который уходил далеко в море, но опасность этого места была в другом. Мыс, закрывавший нас от сильного западного ветра, нам предстояло обогнуть на удалении от берега более километра, потому что весь берег на протяжении нескольких километров был усеян отмелями и огромными одиночными камнями, которые чуть-чуть выглядывали из воды - это главная достопримечательность речки Кура. И лишь в отлив в хорошую безветренную погоду на этих отмелях греются нерпы. Этот участок нашего пути дался тяжело, мыс, защищавший нас от огромных волн, мы обошли, и вся сила западного ветра нещадно била наши лодки о волны, а ветер разносил брызги от волн, разбивавшихся о нос лодки, окатывая нас морской водой с ног до головы. Когда мы дошли до следующего мыса, расположенного рядом с речкой Найча, погода, словно видя наше упорство и настойчивость, решила ослабить свой натиск. И мы, наконец, смогли перевести дух от бушующего Анивского залива.
 
Первая половина пути далась нам очень тяжело, и только через 3 часа рядом с мысом Канабеева ветер совсем утих, и мы смогли сделать фотографии мыса и снять короткое видео острова с нерпами, скалистый берег с арками и остатки каменной дороги, проложенной на скале вдоль уреза воды. Подойдя к мысу Канабеева, названного в честь старшего надзирателя Тымовской тюрьмы дворянина Канабеева, который погиб от рук, сбежавших из Корсаковской тюрьмы каторжан.  В память о трагической смерти надзирателя мыс Венночи, возле которого произошло убийство, был переименован и назван именем Канабеева.
 
Когда мы подплыли к берегу и впервые увидели величие гор, яркие зеленые деревья, разнотравье, кустарники, стало спокойно и хорошо на душе от великолепных пейзажей. До завершения первого перехода оставалось не более 10 километров, а изменившиеся к лучшему погода навевала желание просто понежиться на солнышке, слегка покачиваясь в лодке на спокойной воде. Море возле скалистого мыса было абсолютно спокойно и выглядело как зеркало, в котором отражалось все великолепие скалистого мыса Канабеева. 
 
 
Лагерь было решено ставить на два дня на мысе Анастасия, потому что там есть старый морской ковш, в котором маломерным судам безопасно стоять и выходить в море. На весь путь ушло 4 часа. К часу дня мы добрались до места ночевки, стали разбивать лагерь. Наш первый и второй экипаж поставили палатки, а третий экипаж решил обживать прогнивший, разрушенный домик рыбаков, который с каждым годом все больше разрушается, но внутри имеются панцирные кровати и старая печка. Сил на переход было потрачено очень много, часть людей решили устроиться на отдых, другая - отправилась на рыбалку. Рыбу ловили прямо в морском ковше на спиннинг. Через пару часов рыбы был поймано 5 штук, что с лихвой нас обеспечило ужином и на следующий день завтраком. Вечером все собрались у костра на берегу, и все делились впечатлениями о бушующем море, мгновенной смене погоды и ярком и теплом солнышке, которое нас встретило у мыса Анастасия, название которого в течение последних 150 лет менялись очень часто. Мыс в разные года назывался: Тисия, Голодный, скалы Два брата, были и не официальные названия – мыс Жуликов. Село Тисия, которое тут располагалось в октябре 1946 года, начальником Анивского управления было предложено переименовать в Невельское, однако в 1947 году село Тисия с населением 250 человек было переименовано в Атласово.
 
Как водится, в таких местах, под вечер лисы пришли проведать очередных туристов, посетивших их угодья. Надо сказать, что лисы вели себя очень нагло и не боялись людей, подходили на расстояние нескольких метров.
 
 
Часов в 10 вечера на постамент у малого камня на мысу вылез огромный сивуч, мы заметили его не сразу и поначалу не понимали, что это за зверь, стали светить фонариками с противоположной стороны ковша. Однако заснять на фотоаппарат его не удалось.  Ближе к 12 ночи все уставшие, но очень довольные от увиденного в первый день отправились спать.
 
Утром 13 июня в прекрасный солнечный день рядом с лагерем вышел большой медведь, который не проявлял никакой агрессии. Казалось, что он вышел проводить наши три экипажа в путь (от мыса Анастасия до мыса Крильон). День планировался очень насыщенным и интересным, потому что на мысе Крильон очень много интересного как с исторической точки зрения, так и видовые пейзажи просто на любой вкус. Лодки шли без спешки рядом с берегом, поэтому можно было внимательно осмотреть все водопады, речушки и высокие скалы, которые возвышались высоко над водой. Спустя час мы добрались до мыса Крильон - самой южной точки Острова Сахалин, а ставшей целью нашего путешествия.
 
 
Название мысу было дано великим французский мореплаватель Жаном-Франсуа де Лаперузом в честь французского военачальника Луи-Бальбес де Крильон, сам пролив между островами Сахалин и Хоккайдо был назван проливом Лаперуза.
 
 Выход на берег на мысе Крильон мы планировали рядом с бухтой Безымянной, она знаменита своим песчаным пляжем. Мы получили от метеорологов точный прогноз по приливу и подход к берегу по полной воде был очень простым.
 
Весь берег возле мыса Крильон каменистый, далеко в море уходят каменные гряды, на которых уровень воды слишком мал, чтобы подойти к берегу на лодке с мотором. У нас было важное поручение доставить небольшую посылку со свежими овощами на метеостанцию для семьи Семка. Сергей и его жена Татьяна уже 35 лет работают на метеостанции на мысе Крильон! Они нам рассказали свою историю. В 1985 году их молодая семья с двумя маленькими детьми решила поработать на самом южном мысе Сахалина один год, но впоследствии так и остались там жить. Рассказали, как складывался их быт в эти непростые годы. В период с 1985 по 2000 годы на мысе одновременно проживало 19 детей и существовала начальная школа. Это очень удивило нас, что в столь труднодоступной местности кипела жизнь. Работали различные службы. Дети метеорологов выросли и уехали в Санкт-Петербург, а Татьяна и Сергей продолжили и дальше работать на одном из красивейших мысов Сахалина – мысе Крильон. Я был искренне поражен, что люди работают в сложных условиях на одном месте уже 35 лет!  Считаю, что такие люди достойны большого уважения и похвалы за преданность своему делу. Семья метеорологов встретила нас как дорогих гостей. Для нас был приготовлен отличный обед из морепродуктов и картошки, а также натоплена баня, в которой мы, шестеро путешественников, с удовольствием попарились и помылись. Прием в этом доме был радушным и по-настоящему домашним. За что им огромное человеческое спасибо!
 
Мы решили задержаться учитывая, что по прогнозу передали сильный западный ветер, и запланированное посещение мыса Кузнецово перенести на следующий раз, поэтому несколько часов сидели за столом и с удовольствием слушали истории о их непростой работе и жизни. Раздался звук будильника, Татьяна сразу вышла из дома и пошла снимать показания. Вернулась она, держа в руках специальную ленту Гелиографа, на которой прибор выжигает прямую полоску под воздействием солнца, которая была установлена вчера вечером, а ровно в 13-30 пришло время ее менять на другую. По этой полоске определяют продолжительность солнечного сияния. Время за разговором прошло незаметно, в 15-00 мы выдвинулись осматривать другие достопримечательности мыса.
 
 
Рядом с домом метеослужбы расположен маяк высотой более 8 метров, построенный еще в 1896 году из красного кирпича, привезенного из Японии. На маяке был установлен осветительный прибор французской фирмы. Сотрудник маяка Андрей любезно провел для нас небольшую экскурсию по маяку и показал место, где до сих пор сохранилось маркировка с названием этой французской фирмы, однако очень просил не делать фотографий на маяке.
 
После осмотра маяка мы посетили памятник, установленный в честь погибших воинов при освобождении южного Сахалина в 1945 году.
 
 
После осмотра наша группа разделилась. Экипаж номер 3 решил осмотреть останки Японского укрепрайона, военные доты, подземные хода, пушки и окопы.
 
Остальные два экипажа решили посветить время морской рыбалке на глубоководного окуня. Однако отлив был очень сильный, и лодки оказались в 40 метрах от воды. Мы около час потратили, чтобы перетащить лодки с суши до воды. Когда мы собирали наши вещи на берегу, пограничники внимательно наблюдали на нас с помощью беспилотника и биноклей. Нужно отметить, что посещение мыса была очень простым и не принужденным, нами были выполнены все требования погранслужбы.
 
Одного дня, конечно, очень мало, чтобы осмотреть весь мыс Крильон, поэтому всем туристам советуем сделать на мысе "днёвку", чтобы его осмотреть по внимательней. На мысе Крильон находится погранзастава, где нужно отметиться о посещении. При подготовке к путешествию мы заранее отправили уведомление в погранслужбу г. Корсакова с подобным планом путешествия, а также по рации на частоте 156, 800 получили разрешение на подход на моторных лодках к берегу. 
 
 
Утром 14 июня было принято решение осмотреть старую японскую каменоломню и водопад, откуда в поселок шла пресная вода. К обеду солнце было столь ярким и теплым, что ледяная вода водопада очень манила нас. Четверо самый смелых решили постоять под струей очень холодного, но в тоже время чистого и бодрящего водопада. Приняв водные процедуры, стали собираться в обратный путь, однако задул сильный западный ветер, который разогнал большие и частые волны, и было принято решение на 1 час пойти в бухту на морскую рыбалку и немного подождать, пока наладится погода. Спустя 2 часа ветер также мгновенно стих, как и поднялся, и весь обратный путь мы прошли за 2 часа 15 минут с остановками.
 
Хотелось бы отметить очень доброе и хорошее отношение пограничников к нам сказать спасибо за подробное и четкое инструктирование. Также хотелось бы высказать слова благодарности руководству Федерального государственного бюджетного учреждения «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» за постоянную помощь и поддержку наших путешествий, за предоставление информации о погоде, приливах и отливах. Также хотелось бы выразить слова благодарности Илье Жакису за предоставление спутникового телефона для связи с погранслужбой г. Корсакова дважды в день (утром и вечером). Без помощи этих людей наше очередное путешествие могло и не состояться.
Весь наш маршрут составил около 150 километров вдоль берега моря. На протяжении всего путешествия мы делали фотографии и снимали небольшие видео, чтобы читатели могли хоть чуть-чуть представить какие красоты мы лицезрели на протяжении трех дней путешествия.
 
 
Всем, кому интересны подобные путешествия, звоните по телефону 25-06-75. Поможем и подскажем! Следующие наши путешествия мы планируем на июль-август. Будем огибать мыс Анива от мыса Свободного до поселка Новиково, а 01 августа 2020 года, как и планировали, мы выезжаем на север в поселок Некрасовка для путешествия на мыс Марии и мыс Елизаветы".
 
26 июня 2020, в 13:20 +5
Другие статьи по темам
Событие
Прочее

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Угольный морской порт "Шахтерск" за 5 месяцев увеличил объемы отгрузки угля на 47%
Угольный морской порт "Шахтерск" за 5 месяцев увеличил объемы отгрузки угля на 47%
Матрос устроился на работу в сахалинскую фирму с фальшивым свидетельством
Матрос устроился на работу в сахалинскую фирму с фальшивым свидетельством