Обсудить сроки ввода в эксплуатацию в полном объёме объектов СТК "Горный воздух" планировали 18 мая, встретились 21.05. Представитель президента Юрий Трутнев велел правительству региона разобраться с ходом строительства подвесной канатной дороги горы Красной и до 1 июля доложить: что пошло не так? Областные депутаты неоднократно поднимали вопрос о целях и тратах миллиардов бюджетных средств в пользу горнолыжного комплекса.
- Посмотрим, можно ли что-то сейчас сделать. Хотелось бы и экологов услышать, и тех, кто это осуществлял, - отметил председатель комитета по спорту, туризму и молодежной политике областной думы Олег Саитов. - Желательно, конечно, чтобы делали без нарушений, своевременно информировали Ростехнадзор о том, что начинается строительство, потому что это может привести к очень серьёзным последствиям.
Руководитель РОО "Экологическая вахта Сахалина" Дмитрий Лисицин сообщил корреспонденту astv.ru, что необходимо остановиться сейчас и привести в порядок то, что у нас есть уже. Это трассы на горе Большевик, которые сейчас используются на 50%. Когда это хозяйство будет работать на полную мощность, в интересах области, тогда имеет смысл задумываться о строительстве чего-то нового.
Двери в зал заседаний региональной думы для СМИ закрылись из-за пандемии, можно было только слушать разговоры депутатов и министров, но не видеть. Видеотрансляция заседания доступна была только в прямом эфире "Эковахты Сахалина" в Instagram.
Корреспонденты портала тем временем отправилась на вспаханные просторы "Горного Воздуха". Но не на Большевик, а к горе Красной. Путь к её южному склону нам перегородил автобус. Человек с рацией объяснил, что дальше дороги нет и снял незваных гостей на камеру мобильного телефона.
Первое нарушение, найденное на грунтовой дороге - несанкционированная свалка строительных материалов.
Вместе с корреспондентами на гору отправился Юрий Генсиоровский, руководитель лаборатории лавинных и селевых процессов ДГИ ДВО РАН, кандидат геолого-минералогических наук по специальности "Инженерная геология". По дороге он обратил внимание на тревожный цвет воды в реке и обвал после строительства, отметил линии срыва грунта и сползание склона к этой части дороги.
Сквозь срезанные склоны пробивают себе путь ручьи, на поваленных деревьях гордо восседает строительная техника. Над речкой Марковкой возводят бетонно-пластиковую конструкцию: техника стоит, а рабочие отдыхают. Согласно паспорту объекта здесь реализуют лыжный переход.
Вокруг песок, камни, опилки деревьев и дорожное полотно, серпантином ведущее наверх. Нет даже намёка на рекультивацию. Склоны осыпаются. Инженерной защиты не видно никакой.
Увиденное может быть предвестником серьёзных последствий, считает эксперт по лавинам и оползням. Достаточно дождаться обильного осадками циклона:
- Руками строителей, заказчика и за бюджетные деньги мы увеличиваем риски для города формирования серьёзных наводнений, активизации коррозионной деятельности, экзогенных процессов: сели, оползни и так далее. Вот, к примеру, тот склон в районе моста над Марковкой неустойчив. Считали ли устойчивость склона и насколько он оползнеопасен - не знаю. Но даже на первый взгляд видно, что склон в движении, обводнён, отмечает Юрий Генсиоровский.
Вместе с камнями сползают и деревья, нависая корнями на построенную дорогу. Руками строителей все препятствия на пути движения воды в город устранены, считает Юрий Генсиоровский. На полпути к вершине проводник обращает внимание на особо опасный участок. На профессиональном языке это "техногенный оползневой массив из грунтов, омываемый обильным ручьём". Очевиден просев грунта, по предварительным подсчётам около 100 кубометров почвы, уплотнённой "скальником", сползёт вниз и потянет за собой дорожное полотно.
Чем выше в гору, тем больше дров и крупнее камни, падающие с вершин. Встречаются и удивительные моменты инженерной мысли. Например, расчищенный под горнолыжную трассу склон пересекает автомобильная дорога.
Группа добралась до запрещённой к вводу в эксплуатацию подвесной канатной дороги. Всё внимание сегодня приковано именно к этой части горнолыжной инфраструктуры. Ростехнадзор выдвигал свои требования к качеству строительных материалов, отсутствию систем автоматического пожаротушения, сомнительному строительному контролю и так далее. Город с вершины Красной выглядит незащищённым, в
едь еще неизвестно к каким последствиям приведёт этот амбициозный проект. Готово и предварительное заключение независимого эксперта:
- На сегодняшний день никакие мероприятия по минимизации экзогенных процессов на склонах не выполнены. Ни система водоотведения не выполнена, система стабилизации склонов, никаких подпорных стенок там, где они необходимы. Всё это говорит о том, что в настоящий момент не выполнена защита, - подытоживает Генсиоровский.
Пейзажи спуска с горы омрачают всё те же падающие от отсутствия почвы в корнях деревья, новая трасса, выходящая к реке Еланька и ещё одно реализованное проектное решение в виде водозабора. Юрий Генсиоровский уверен, что на селевых реках строить подобную конструкцию запрещено категорически. Селевой поток будет забивать трубы и выйдет поверх бетонных плит. Конструкция должна быть цельной, без перегородок.
Тем временем в областной думе решили создать рабочую группу, прекратить финансирование новых объектов, пока в полной мере не заработают ранее построенные. Признали программу развития ТОР "Горный воздух" неудовлетворительной.
А наша "экскурсионная" группа в конце продолжительной прогулки вспомнила о тайфуне "Филлис" в недалёком 1981 году, когда при обильной растительности на горах вода неслась на город со скоростью 200 кубометров в секунду. Вряд ли об этом помнят авторы реализованных проектов. Ещё не поздно исправить ошибки, достаточно начать масштабные работы по рекультивации, водоотведению и укреплению пострадавших склонов.
Галерея
показать все фотографии
31
Склонам срочно требуется инженерная защита