Ростехнадзор не вправе выдать разрешение на ввод в эксплуатацию новой подвесной пассажирской канатной дороги на северном склоне гора Красная и не выдаст его. Об этом на встрече с представителями общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» сообщил руководитель Сахалинского управления Ростехнадзора Сергей Истомин.
Канатная дорога на северном склоне горы Красная длиной 2,5 километра была построена в январе 2018 года и предназначалась для обслуживания целого комплекса новых горнолыжных трасс, спускающихся с вершины горы в долину реки Еланька, известную как Долина Туристов. А уже в феврале проверка Ростехнадзора выявила несколько десятков грубейших нарушений, допущенных при строительстве этого особо опасного, технически сложного объекта. С тех пор руководство СТК "Горный воздух" неоднократно заявляло, что все нарушения устраняются и канатная дорога вот-вот заработает, но теперь выяснилось, что это совсем не так.
"Мы осуществляем те функции, которые прописаны в законе, - сообщил Сергей Истомин, - Фактически сейчас такая ситуация, и она рассматривалась при губернаторе, что мы вынуждены отказать в выдаче разрешения, и на нас заказчик – СТК "Горный воздух" – будет подавать в суд жалобу о том, что наши действия незаконны. И мы будем разбираться с ними в суде". В своей позиции Сергей Григорьевич уверен – ведь еще в августе 2018 Ростехнадзор доказал в арбитражном суде, что строительный контроль в ходе возведения канатной дороги не осуществлялся. Кроме того, при строительстве не велись ни государственный строительный надзор, ни геотехнический мониторинг. И что особенно важно – все эти нарушения, как и ряд других, являются неустранимыми, а значит законно признать этот опасный объект пригодным к эксплуатации просто невозможно.
Сергей Истомин также подтвердил, что Государственную экспертизу проект канатной дороги прошел задним числом, когда ее стройка уже шла полным ходом, а разрешение на строительство получил только в декабре 2017 года, когда все несущие конструкции уже давно стояли. "Порядок нарушен, мы его не надзирали в период строительства, и подписываться под объектом, который неизвестно как строился, непонятно кто за ним осуществлял строительный контроль, со стороны Ростехнадзора никто не будет, - заявил руководитель сахалинского Ростехнадзора.
По его словам, теперь в отношении канатной дороги на северном склоне горы Красная должна вступать в действие статья 222 Гражданского кодекса РФ – все, что построено без разрешения, должно быть признано судом самовольной постройкой и подлежит сносу. По закону застройщик незаконно построенного сооружения – ООО "Доппельмайр Раша" – должен за свой счет разработать проект сноса самовольной постройки, получить все необходимые согласования, снести канатную дорогу и рекультивировать занятый земельный участок.
С июня 2017 года (начало строительства канатной дороги на горе Красная), "Эковахта Сахалина" многократно обращалась в различные надзорные и правоохранительные органы о том, что стройка ведется незаконно, но своевременно на это ни один орган не отреагировал.
Опрошенные "Эковахтой" эксперты по опасным экзогенным процессам утверждают, что весь северный склон горы Красная сильно обводнен и там имеются многочисленные выходы грунтовых вод на поверхность. Это создает высокую опасность оползней и предъявляет очень высокие требования к проектированию, строительству, контролю и конечно создает высокие риски при их несоблюдении.
Эксперты указывают и на острый дефицит снега в верхней части горнолыжного комплекса на горе Красная - еще одно препятствие для его эффективной работы. Двухлетние наблюдения за уже построенными здесь трассами показывают, что в верхней их четверти большую часть выпавшего снега выдувает ветрами, и даже в многоснежную зиму 2017-2018 гг. здесь весь сезон торчала голая земля, слегка присыпанная снегом. Масштабная вырубка леса для трасс и канатного подъемника значительно усилила этот негативный эффект.
Интересно, что руководство СТК "Горный воздух" ранее уже столкнулось с этой проблемой на Северном склоне горы Большевик. Когда там стоял лес, то снеговой покров под его пологом даже в начале июня достигал 70 см, но после вырубки огромных просек под две горнолыжных трассы снег на них удерживается значительно хуже. Поэтому трассы "Северная-1" и "Северная-2", построенные как раз по направлению преобладающих зимой северных ветров, даже в многоснежный сезон остаются невостребованными – кататься по торчащей из-под снега земле никому не нравится. Не случайно здесь не проводят ни тренировок, ни соревнований, обычные туристы здесь редкие гости, а шикарный подъемник, построенный за 1 миллиард рублей сахалинского бюджета, крутится почти пустой даже в пик посещаемости "Горного воздуха". Та же ошибка повторяется на северном склоне горе Красная, а уже объявлено о строительстве нового комплекса трасс на северном склоне горы Острая, сообщили в РОО «Экологическая вахта Сахалина».
Маш ну ты чего с луны свалилась.
"Еще в июне 2017 - когда только начали валить первые деревья под канатку на Красной, "Эковахта" написала в природоохранную прокуратуру обращение на 9 страниц о том, что строительство началось в нарушение законодательства, в т.ч. без проведения госэкспертизы.
Прокуратура переслала наше обращение в Росприроднадзор, Минлесхоз, Минспорта, Ростехнадзор, Госинспекцию стройнадзора и УФАС.
Также мы передали материалы по незаконной рубке в полицию, а по нарушениям в проекте освоения лесов - в Следком, т.к. там усматривался служебный подлог и халатность.
И никто ничего своевременно не сделал и незаконную стройку не пресек. Мы полгода пытались через прокуратуру заставить Ростехнадзор в принципе такую проверку провести. К слову, Истомин стал руководителем только в декабре 2017, поэтому претензии не к нему.
И вот лес вырубили, канатку слепили, и только после завершения строительства чиновники вдруг обнаружили, что она построена незаконно.
Теперь у нас ни леса, ни канатки. Зато освоение бюджетных миллиардов криворукими строителями продолжается. И никто за это ответственности не несет." Судя по всему они как раз единственные, кто своевременно принимал те меры, которые им были доступны (хотя они и не обязаны это делать). Почему же к ним претензии, а не к тем, кто по долгу службы обязан был принимать меры и получает за это от нас огромные зарплаты?
И не надо переворачивать написанное - претензии к чиновникам очень даже имеются, но Эковахта, как обычно, делает невозможным исправление ситуации.