Как показали результаты исследования, проведенного РИА Рейтинг, доступность автомобиля для российских семей пока в среднем остается не очень высокой, несмотря на то, что в последние пять лет было продано более 12 миллионов новых автомобилей, причем многие из них продавались в кредит. При этом параметры доступности очень дифференцированы в географическом разрезе, причем с довольно широким разбросом в зависимости от большого количества факторов.
Индикатором доступности выступает доля семей, имеющих возможность осуществлять ежемесячный платеж по кредиту при приобретении нового автомобиля, а также тратить деньги на содержание машины. Предполагалось, что семья тратит на автомобиль 50% своих ежемесячных денежных доходов от трудовой деятельности, скорректированных на прожиточный минимум в регионе проживания.
В 7 регионах более трети семей могут приобрести и обслуживать новый автомобиль (за 470 тысяч рублей), а среднестатистическая семья может себе позволить купить хотя бы подержанный автомобиль.
В этом списке лидеров в первую очередь выделяются: Ямало-Ненецкий автономный округ – доля 56,3%, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра – 41,2%, Ненецкий автономный округ – 40,4%, Чукотский автономный округ – 39,3%, Сахалинская область – 38,4% и Магаданская область – 35,5%. При этом в этом списке среди северных регионов также расположилась Москва с долей 40,2%, которая заняла в рейтинге 4-ое место.
При этом в 20 регионах менее 10% семей могут приобрести и без особых сложностей обслуживать новый автомобиль стоимостью 470 тысяч рублей.
По всей видимости, жителям небогатых регионов приходится довольствоваться подержанными машинами, а также заметно ограничивать расходы на собственный транспорт. Например: зачастую происходит отказ от необязательных страховок, обслуживание автомобиля осуществляется самостоятельно или в неофициальном сервисе, а также ограничивается дальность и частота поездок, чтобы меньше платить за бензин.