Минкомсвязь и участники рынка разошлись во мнении, от каких мероприятий в федеральном проекте "Информационная инфраструктура" нацпрограммы "Цифровая экономика" можно отказаться в условиях текущего кризиса.
Так, в марте этого года премьер-министр Михаил Мишустин поручил перераспределить расходы бюджета в условиях коронавируса. Тогда чиновники предполагали, что лучше всего заморозить долгосрочные и недофинансированные в 2019 году проекты, в том числе "Цифровую экономику", пишет РБК.
Министерство предложило сократить финансирование работ по подключению к беспроводной связи социально значимых объектов в малонаселенных пунктах (к таким объектам относятся школы, госорганы, территориальные избиркомы, фельдшерско-акушерские пункты и др.), обеспечению покрытия связью автомобильных дорог федерального значения и разработке плана по расчистке радиочастот для строительства сетей мобильной связи пятого поколения (5G).
Против этого предложения выступили шесть из восьми участников заседания рабочей группы. В качестве альтернативы «Ростелеком» предложил пересмотреть финансирование мероприятий по созданию космических аппаратов "Экспресс-РВ". Этот вариант поддержали шесть из восьми участников заседания.
Сколько предложили сэкономить
Минкомсвязь предложила сократить количество подключенных к беспроводной связи социально значимых объектов в малочисленных населенных пунктах. Изначально планировалось, что к концу текущего года подключат 10,95 тыс. объектов, а к концу 2024-го — 21,9 тыс. Новый план — 2 тыс. объектов к концу этого и 4,5 тыс. — к концу 2024 года. За счет этого можно будет сэкономить от 4,95 млрд руб., указано в одном из запросов. Есть в документах и альтернатива — перенести мероприятия по подключению беспроводной связи и затрат на них в размере 8,4 млрд руб. в федеральный проект "Цифровое государственное управление" (также входит в нацпрограмму "Цифровая экономика").
В еще одном запросе Минкомсвязь предложила сократить число социально значимых объектов в малочисленных населенных пунктах, подключенных к сети беспроводной связи, до 4,9 тыс. на конец 2024 года и сэкономить за счет этого 20,6 млрд руб. В общей сложности в этом запросе министерство предложило сократить финансирование на 26,4 млрд руб., также сократив затраты на работы по освобождению радиочастот для 5G на 2 млрд руб. и покрытие мобильной связью автомобильных дорог федерального значения на 3,75 млрд руб. Изначально проект «Информационная инфраструктура» предполагал, что к концу 2024 года общее покрытие федеральных трасс составит 100%, Минкомсвязь предложила снизить этот показатель до 98%.
Кто пострадает
Единственным исполнителем по услугам беспроводной связи на социально значимых объектах в 2019–2020 году выбран "Ростелеком". Эта же компания вместе с крупнейшими мобильными операторами лоббирует выделение частот для развития 5G. Однако наиболее подходящие для запуска технологии частоты в России используют силовики и спутниковые операторы.
По данным Роскомнадзора, на данный момент средний показатель покрытия сотовой связью автомобильных дорог составляет 97,4%. На первый квартал этого года 100-процентное покрытие было на 21 федеральной трассе.
Система высокоэллиптических спутников "Экспресс-РВ" разрабатывается для обеспечения спутниковой связью и интернетом северных районов России, в том числе Арктики. Это проект ФГУП "Космическая связь" (ГПКС). Предполагалось, что система позволит в том числе оказывать услуги на морских и воздушных судах и в наземном транспорте. В марте глава Россвязи Олег Духовницкий заявлял, что если "Экспресс-РВ" сможет обеспечить покрытие связью территории страны «почти на 100%», "мы будем в этом отношении готовы к полноценному внедрению беспилотных автомобилей". РБК направил запрос во ФГУП.
От каких проектов можно отказаться
Как отметил руководитель ГК AltegroSky Сергей Пехтерев, некорректно сравнивать, какие из проектов менее важны. "Экспресс-РВ" — это проект для оказания услуг связи в районах, где их до сих пор не было. Единственная альтернатива — это американская Iridium или другие создаваемые сейчас спутниковые системы", — отметил Пехтерев. При этом быстро и с небольшими затратами организовать покрытие на всех автомобильных дорогах можно за счет спутниковой связи, указал он.
По словам главы "ТМТ Консалтинг" Константина Анкилова, все указанные проекты имеют «высокое значение для социального-экономического развития страны», и при сокращении их финансирования сейчас потребуется увеличить расходы на них в будущем. "Однако логично покрывать автодороги связью силами операторов. Проблема 5G — в недоступности наиболее привлекательного частотного диапазона, основная работа нужна в решении вопроса с силовыми ведомствами, при внедрении 3G и 4G это было сделано", — рассуждает эксперт. Анкилов также напомнил, что проект подключения социально значимых объектов направлен на частичное выравнивание населения в возможностях, в т.ч. живущего в небольших населенных пунктах, если не решить эту задачу, в обществе увеличится цифровой разрыв. По мнению партнера AC&M Consulting Михаила Алексеева, имеет смыл сохранить финансирование тех программ, которые "открывают перспективы для развития государства и технологий, например, быстрее внести ясность в то, какие частоты будут доступны для 5G"".
Представитиль "ВымпелКома" заявил, что "любое сокращение финансирования программ, связанных с внедрением и развитием современных технологий связи, негативно скажется на цифровизации большого количества отраслей и экономическом климате страны в целом". Источник в одном из операторов связи отметил, что мероприятия по подключению социально значимых объектов в малочисленных населенных пунктах необходимо сохранить, но «провести конкурсы в целях сокращения потенциальных затрат".
Представители "Ростелекома", МТС, "ЭР-Телеком Холдинга" отказались от комментариев. Представитель "МегаФона" не ответил на момент публикации. РБК направил запросы в правительство и Россвязь.