О безопасности южно-сахалинских дорог, менталитете водителей и о "благоприятных" условиях для совершения ДТП директор Центра развития городской среды "Наш город" Василий Вишневский рассказал информационной программе "Наш день" на телеканале АСТВ.
- 2020-й год был в плохом смысле "ударным" по числу дорожно-транспортных происшествий на южно-сахалинских дорогах. Вы этим вопросом занимаетесь весьма плотно и в своём Telegram-канале написали о том, что показатель смертности был самым высоким. Что вы можете сказать об основных причинах?
- Причин всегда несколько. С одной стороны инфраструктурные, сама инфраструктура позволяет умирать, и в этом плане мы в рамках центра ведём большую работу вместе с муниципалитетом. Мы занимаемся аудитом проектов на ремонты улиц и выявляем те инфраструктурные проблемы, которые приводят к совершению ДТП. Вторая часть, в большей степени сама организация дорожного движения и имеющаяся дорожная обстановка. И в какой-то степени отношение слишком лёгкое к своей жизни и жизни других. Все воспринимают это как строчку в таблице с цифрами, никто не воспринимает, что это чья-то судьба остановившаяся, конкретное имя, фамилия людей. В Европе это вызывает определённые запросы населения что-то сделать, чтобы ситуация изменилась. Анализируя аварийность за последние годы, мэру Сергею Надсадину доложили, что за последние 5 лет смертность растёт. Количество аварий снижается, но растёт смертность. Тяжесть увеличивается по той простой причине, что увеличивается скорость на городских улицах. Мы имеем полный доступ к геоинформационным данным за последние 6 лет в Южно-Сахалинске и видим, что транспорт в городе ускорился на 10 км/ч. Машины начинают ездить быстрее, соответственно, тяжесть последствий увеличивается.
-2021-й тоже начался не совсем благополучно. Две резонансные аварии в одной из которых женщина на полном ходу влетела в карету скорой помощи, вторая не была внимательна и сбила дорожного рабочего, и здесь винить стоит не столько огрехи в организации движения, сколько человеческий фактор. Менталитет наших сахалинских водителей, вы с этим согласны?
- На самом деле это один из мифов. Люди что-то непонятное и необъяснимое стараются объяснить мифом, колдовством либо менталитетом, либо случайностью. Но всё в мире закономерно. И всё, что связано с транспортом, с транспортной психологией –все процессы в этой области закономерны. Масса есть исследований о том, что ширина проезжей части влияет на аварийность. У нас слишком широкие полосы движения, то есть, машина 2 метра, а полосы 3,5-3,75 метра. И люди понимают, что можно не часто смотреть на дорогу, одной рукой рулить, а другой "смситься", и всё это приводит к определённым последствиям. И много экспериментов проводилось, когда широкие улицы меняли на более узкие. Пропускная способность не изменялась, но в несколько раз снижалась аварийность. Если мы говорим про случай со скорой помощью, то мы говорим о первом тезисе про скорость. Вопрос возник не потому, что она сбила скорую помощь, почему она не успела вовремя остановиться? Она ехала слишком быстро. А этому способствует определённая организация движения светофорных фаз: мы заставляем людей долго ждать зелёного света, люди начинают нервничать, они опаздывают, и как только загорается зелёный свет, водители начинают ехать гораздо быстрее, чем могли бы.
- Светофоры, камеры видеонаблюдения, огромное множество знаков, однако аварии продолжают случаться. Может быть стоит увеличить число "гаишников с жезлами" или увеличение контрольных пунктов ДПС эту ситуацию урегулирует, изменит, что вы думаете на этот счёт?
- В мире 2,5 миллиона городов, и хотя бы один город задумывался над тем, чтобы на каждом пешеходном переходе, а у нас их 580, поставить патрульную службу, чтобы не парковались в неположенном месте, пристёгивались и так далее. Но нет ни одного случая в мире, который бы привёл к результату. Карательная система, я понимаю откуда всё это идёт. Мы привыкли, что нас за что-то наказывают, за наше неправомерное поведение мы готовы нести ответственность, а необходимо создать условия при которых нарушать не получится. Это и есть базовая основа философии транспортной безопасности.
- В прошлом году стартовал большой проект, он вызвал бурные обсуждения. Столбики, ограничивающие парковку, "островки безопасности". Результаты нововведений вы проанализировали?
- Один из самых первых итогов – люди не поддержали наши идеи. Обвиняли меня в евро-популизме, в "варламовщине", и хочется сказать, что в нашей стране островки безопасности прописаны с 1960 года. Читал много критики о том, что мы сужаем полосы, не даём людям проехать, но ни один человек не задал простой вопрос, а почему островки не ставили раньше. Но тем не менее мы их установили на трёх улицах: на Комсомольской вообще ни одного человека не сбили, на проспекте Победы и, в целом, на Сахалинской мы на 40% снизили аварийность и смертность. Нет 100% гарантии безопасности, так же как и на светофоре. У нас в Южно-Сахалинске 25-30% пострадавших были сбиты на запрещающий сигнал для автомобиля.
- Реализация программы будет продолжена?
- Да! "Островки безопасности" будут устанавливаться и в дальнейшем. В новых проектах на ремонты улиц, как например улицы Пограничная уже внедряются "капитальные островки безопасности" – это модульные конструкции, которые легко монтируются и ремонтируются, в случае наезда на них. Наш проект "Добрая улица", который мы запускали в 2019 году, состоял из 11 мероприятий. В прошлом в рамках федеральной площадки участвовали в первом российском акселераторе и увеличили количество мероприятий до 22-х в два раза. Увеличили объём тех решений, которые будут способствовать обеспечению безопасности на дорогах. Столбики хотя и самые критикуемые в нашей работе, но они являются мерой оперативного реагирования. Как пример нашей работы – перекрёсток Коммунистического проспекта и улицы Вокзальной, где был реализован "треугольник видимости": была сужена проезжая часть с 4 до 2 метров, сделана легальная парковка справа и слева, и инженерными мероприятиями не позволяем парковаться прямо перед пешеходным переходом. И видимость для всех участников движения обеспечена. Нужно понимать, что есть меры оперативного реагирования (их называют "быстрыми победами"), либо мы будем ждать, когда там кого-нибудь собьют, прежде чем какие- то меры предпринимать.
- Спасибо за беседу.
Нет понимания, что люди все его затеи принимают "в штыки" не из-за его персоны, но за их воплощение вопреки их мнения.
Надо взаимодействовать не только с администрацией города, но и с ГИБДД, общественностью. Иначе, путнего ничего не будет. Но, собственно, он и сам не стремится что-то улучшить.
Необходимо этого г-на высадить из служебного авто (если таковой есть), пересадить за руль и выгнать в город в часы пик, полюбоваться на свое творчество. Ну, потом, может выйти и соседям по пробкам раздать автографы.