Мы уже сообщали о том, что перевозчики Холмска разместили в маршрутках сообщения о повышении стоимости билета до 21 рубля.
Транспортную ситуацию в портовом городе кратко можно описать так: муниципальное автотранспортное предприятие прекратило свою работу, последние годы городские перевозки осуществляют индивидуальные предприниматели. Действует пять постоянных маршрутов, пассажиропоток устойчив. Проблемы у пассажиров те же, что и в Южно-Сахалинске – старые автомобили, после 20 часов дождаться транспорта крайне сложно. Теперь к ним добавилась еще одна – повышение оплаты проезда.
На одной из конечных остановок в Холмске мы встретились с несколькими перевозчиками. Наглядно увидели, что значит старые авто.
Один из водителей прямо там занимался ремонтом. Как только мы заикнулись о стоимости проезда и расходах, все заговорили одновременно: «Посмотрите, сколько у нас стоит бензин», «Запчасти дорожают вместе с курсом валют», «Мы вынуждены работать по 12 часов, чтобы сделать» выручку».
К слову, стоимость топлива в Холмске действительно поражает. Литр дизеля обходится водителям в 43 рубля, что значительно дороже, чем в областном центре. При этом, по словам перевозчиков, в формуле расчета стоимости тарифа РЭК он занижен, сами предприниматели оценивают топливный вклад в 25–30%.
В Холмске мы встретились с Дмитрием Никитиным, председателем местного отделения общественной организации автомобилистов.
Дмитрий Николаевич показал документы, на основании которых и было принято решение о повышении тарифа. Это заключение РЭК от 2008 года, где указана заветная цифра – 21 рубль.
Однако тогда, когда оно было выдано, тариф повышать не стали. По словам перевозчиков, разницу субсидировал бюджет. Затем дотации прекратились. А цены тем временем продолжали расти, на дизельное топливо, в частности, с 16 до 43 рублей.
«Благодаря тому, что 7 лет стоят тарифы, - рассказывает Дмитрий Никитин, - идет планомерное уничтожение предпринимателей, просто ведут их к банкротству».
В РЭКе по поводу документов 2008 года, пояснили, что выданы они были автотранспортному предприятию, которое уже завершило свою работу. А от частных перевозчиков запроса с обоснованием нового тарифа не поступало. На это предприниматели отвечают – тот список обоснований, который требует РЭК, трудновыполним для небольшой фирмы.
«Например, включить в обоснование тарифа зарплату механика можно только с 15-й машины, - поясняет Дмитрий Никитин. - А ни одна машина без механика на рейс выйти не может. Медика можно включить только на 150-й машине. А ведь это требование законодательства – ежедневный медосмотр водителей. Зарплата водителя там не может превысить 35000 рублей. А где я найду водителя за такую сумму? Средняя зарплата - 50000 рублей. Все это ложится на плечи водителей, на плечи предпринимателей».
Присоединиться к коллегам из Холмска готовы и некоторые перевозчики Южно-Сахалинска.
«Мы сейчас готовим документы для суда, - рассказал Алексей Юн, индивидуальный предприниматель из областного центра. - И на РЭК, и на постановление правительства о тарифах. И будем цену устанавливать в соответствии с документами от 2008 года. У нас есть большие несоответствия в тарифах. Например, расстояние от Южно-Сахалинска до Санаторного и Корсакова одинаковое, а тариф отличается в 3 раза».
Председатель РЭК Сахалинской области Михаил Криницкий смотрит на ситуацию по-другому: «Если бы им было невыгодно работать, они бы не работали. Обоснованных причин для повышения тарифа нет. И если мы узнаем о таком факте, мы выедем с проверкой с привлечением ГИБДД. Штраф в таком случае составит 100000 рублей. Если кто-то хочет рискнуть – пожалуйста».
Позволю заметить, что даже мне, простому обывателю, ясно, что тариф не может оставаться неизменным столько лет. Повышение цен на топливо так или иначе чувствует на себе любой сахалинец. Состояние автопарка близко к критическому. Возможно, это не замечают те, кто передвигается на служебных машинах. Но любой пассажир подтвердит – салоны большинства маршруток протекают, внутри часто стоит запах бензина, салон ветхий. Ждать автобуса после 20 часов вечера можно часами. И все эти проблемы нарастают снежным комом, пока чиновники толкуют о правилах и порядке, не находя компромисса с перевозчиками.
А в некоторых автобусах двери не открываются и заедают.