Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о том, какими СМИ россияне пользуются в качестве источников информации.
Чаще всего россияне по-прежнему узнают информацию из телевизора, однако интернет в споре за аудиторию уже вплотную приближается к ТВ. Сегодня более двух третей всех опрошенных (69%) практически постоянно используют в качестве источникановостей и знаний центральное телевидение (снижение с 78% в 2012 г.), еще 44% - региональное (с 52%). Однако высокая популярность поддерживается в основном за счет представителей старшего поколения: так, федеральные каналы часто смотрят 87% в группе 60 лет+ и почти вдвое меньше – 48% – в группе 18-24-летних.
Интернет-ресурсы (официальные сайты) уже превосходят региональное телевидение по частоте обращений к ним, даже по выборке в целом (46%), а среди респондентов от 18 до 24 лет и от 25 до 34 являются наиболее часто используемым источником информации (82% и 59% соответственно). Показатели по социальным сетям и блогам близки к этому: 41% всех опрошенных часто узнает из них необходимые сведения (среди представителей самой молодой возрастной группы – 81%).
Пресса и радио серьезно уступают ТВ и глобальной сети: регулярно обращаются к федеральной печати 25% наших сограждан, к местной – 22% (от показателей пятилетней давности эти значения мало отличаются, чаще других печатные версии газет и журналов читают люди старше 45 лет), к центральному радио – 20%, к местному – 15% (по отношению к 2012 г. серьезной динамики также не наблюдается).
Последнее место в народном рейтинге, как 5 лет назад, так и сегодня занимают зарубежные СМИ: по данным последнего опроса часто обращаются к ним только 9% россиян (по 14% среди 18-24-летних и жителей городов-миллионников, кроме Москвы и Санкт-Петербурга), в 2012 г. в целом по выборке таковых было 6%.
Данные комментирует генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров: «Результаты очередного исследования аудитории медиа показывают сохранение двух главных тенденций. Во-первых, продолжает расти роль интернета как все более массового источника информации для всех слоёв и групп российского общества. Во-вторых, телевидение остаётся наиболее массовым и популярным видом СМИ. Ахиллесова пята информационного ТВ в его нынешнем виде - дефицит интереса к нему со стороны самой молодой части аудитории».
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 20-24 апреля 2017 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках 8 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
Скажите, как часто Вы получаете информацию из следующих СМИ? (закрытый вопрос, один ответ по строке, %) |
|||||
|
|
Часто |
Редко |
Никогда |
Затрудняюсь ответить |
Центральное телевидение |
2017 г. |
69 |
22 |
9 |
0 |
2016 г. |
71 |
23 |
5 |
1 |
|
2012 г. |
78 |
20 |
1 |
1 |
|
Интернет – новостные, аналитические, официальные сайты |
2017 г. |
46 |
19 |
33 |
2 |
2016 г. |
40 |
24 |
34 |
2 |
|
Региональное, местное телевидение |
2017 г. |
44 |
36 |
20 |
0 |
2016 г. |
40 |
40 |
19 |
1 |
|
2012 г. |
52 |
36 |
10 |
2 |
|
Интернет - социальные сети и блоги |
2017 г. |
41 |
21 |
36 |
2 |
2016 г. |
37 |
22 |
40 |
1 |
|
Центральная пресса |
2017 г. |
25 |
34 |
40 |
1 |
2016 г. |
20 |
36 |
43 |
1 |
|
2012 г. |
27 |
43 |
28 |
2 |
|
Региональная, местная пресса |
2017 г. |
22 |
35 |
41 |
2 |
2016 г. |
17 |
38 |
45 |
0 |
|
2012 г. |
26 |
42 |
30 |
2 |
|
Центральное радио |
2017 г. |
20 |
26 |
52 |
2 |
2016 г. |
18 |
27 |
53 |
2 |
|
2012 г. |
23 |
30 |
44 |
3 |
|
Региональное, местное радио |
2017 г. |
15 |
25 |
57 |
3 |
2016 г. |
13 |
28 |
56 |
3 |
|
2012 г. |
16 |
29 |
51 |
4 |
|
Зарубежные СМИ |
2017 г. |
9 |
23 |
66 |
2 |
2016 г. |
5 |
21 |
70 |
4 |
|
2012 г. |
6 |
20 |
68 |
6 |
Скажите, как часто Вы получаете информацию из следующих СМИ? (закрытый вопрос, один ответ, %) 2017 г. |
||||||
Все опрошенные |
18-24 года |
25-34 года |
35-44 года |
45-59 лет |
60 лет и старше |
|
Центральное телевидение |
||||||
Часто |
69 |
48 |
56 |
67 |
76 |
87 |
Редко |
22 |
38 |
32 |
20 |
17 |
10 |
Никогда |
9 |
14 |
12 |
11 |
7 |
2 |
Затрудняюсь ответить |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
1 |
Региональное, местное телевидение |
||||||
Часто |
44 |
30 |
37 |
39 |
46 |
57 |
Редко |
36 |
45 |
41 |
37 |
35 |
25 |
Никогда |
20 |
25 |
20 |
22 |
18 |
17 |
Затрудняюсь ответить |
0 |
0 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Центральная пресса |
||||||
Часто |
25 |
17 |
16 |
22 |
29 |
34 |
Редко |
34 |
41 |
42 |
39 |
33 |
20 |
Никогда |
40 |
41 |
38 |
39 |
37 |
44 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
1 |
4 |
0 |
1 |
2 |
Региональная, местная пресса |
||||||
Часто |
22 |
14 |
17 |
17 |
26 |
32 |
Редко |
35 |
40 |
40 |
35 |
36 |
25 |
Никогда |
41 |
45 |
40 |
46 |
38 |
41 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
1 |
3 |
2 |
0 |
2 |
Центральное радио |
||||||
Часто |
20 |
16 |
19 |
20 |
21 |
22 |
Редко |
26 |
39 |
34 |
28 |
23 |
12 |
Никогда |
52 |
43 |
46 |
50 |
54 |
63 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
Региональное, местное радио |
||||||
Часто |
15 |
12 |
16 |
17 |
15 |
17 |
Редко |
25 |
41 |
31 |
26 |
24 |
13 |
Никогда |
57 |
46 |
51 |
56 |
59 |
67 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
Зарубежные СМИ |
||||||
Часто |
9 |
14 |
7 |
7 |
9 |
9 |
Редко |
23 |
38 |
31 |
26 |
20 |
10 |
Никогда |
66 |
47 |
60 |
65 |
69 |
79 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Интернет – новостные, аналитические, официальные сайты |
||||||
Часто |
46 |
82 |
59 |
56 |
38 |
15 |
Редко |
19 |
12 |
22 |
22 |
23 |
12 |
Никогда |
33 |
5 |
17 |
21 |
37 |
70 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
Интернет - социальные сети и блоги |
||||||
Часто |
41 |
81 |
57 |
51 |
29 |
12 |
Редко |
21 |
15 |
25 |
25 |
26 |
10 |
Никогда |
36 |
4 |
16 |
23 |
43 |
74 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
0 |
2 |
1 |
2 |
4 |