Уже 93 сезона сахалинский Чехов-центр радует своих зрителей прекрасными работами и показывает миру разноплановых артистов. Кто-то уезжает после завершения контракта, а кто-то продолжает служить родному театру. Одним из таких людей является Константин Вогачёв. Этот актёр радует островитян своим талантом уже 20 лет. За его спиной множество премьер, главных ролей и полученных наград. А когда-то давно юноша подавал документы в ПТУ, даже не представляя, как обернётся его жизнь.
Заслуженный артист Сахалинской области рассказал о своём пути, наполненным неожиданным признанием и большой любовью к своему делу.
- Хотела немного узнать о вашей учёбе. Как это проходило в Сахалинском театральном колледже?
- На самом деле, я не верил в то, что поступлю туда, потому что в колледже был конкурс 3 человека на место. Боялся, что не пройду, так как страдал от низкой самооценки. Предварительно поступил в ПТУ по железнодорожному делу. Учёба в колледже - это, признаюсь, мои счастливые годы, самые что ни на есть настоящие. У меня остались только хорошие впечатления от этого места, честно вам признаюсь.
- Вы на сцене Чехов-центра уже 20-й сезон. Множество спектаклей отыграно. Можете ли выделить какую-то особую роль для себя?
- Это, в основном, конечно же, главные роли. Мне вообще повезло, так как первой работой артиста стала роль Хлестакова в спектакле "Ревизор". Затем удалось поработать с Юрием Чернышовым, который ставил "Доходное место". Я снова получил главную роль, играл Жадова. После приезжал Пётр Вуткэрэу, ставил "Палату № 6", я там сыграл Ваню Громова. Из-за того, что все перечисленные роли главные, естественно, они очень сильно запоминаются. Сейчас, вот, "Записки сумасшедшего", собственно говоря. В общем, удалось мне, к счастью, поиграть главные роли. На данный момент я тоже не ущемлён в них.
- Помимо спектаклей меняются составы, руководители. Тяжело привыкать к новым людям и поддерживаете ли вы связь с бывшими коллегами?
- У нас сейчас практически каждый год кровь обновляется. Считаю, что это здорово. Конечно же, те артисты, с кем удалось поработать, наверное, с большинством, дружим на уровне, так сказать, глобальной сети. А если брать режиссёров, то тут другого уровня коммуникация. Особенно, если удался по-настоящему творческий, плодотворный и интересный рабочий процесс.
- Вы работаете вместе с супругой Натальей Шарковой. Является ли это проблемой в ваших отношениях?
- Сложно бывает с той стороны, что ты сильнее переживаешь за близкого человека, потому что находишься рядом и видишь, какие он испытывает трудности. Но в то же время, работая в одной сфере, мы, не побоюсь этого слова, являемся творческими театральными людьми. От этого гораздо проще в быту и понимании друг друга.
- В марте 2023 года вы получили звание "Заслуженный артист Сахалинской области". Какие чувства вы испытали?
- Я был крайне удивлён! Когда вызвали в кабинет директора, подумал, что меня будут за что-то ругать и уже настроился на серьёзный разговор. А тут такая неожиданность. Более того, я сначала даже не понял, какую награду мне дали, потому что она первая в Сахалинской области. Это было шоком. Сначала подумал, что вручают заслуженного работника культуры, но нет. Конечно, после осознания, долго приходил в себя и не мог поверить.
- Давайте поговорим о спектакле "Записки сумасшедшего". Я думаю, что это многогранная и сложная роль, как и само произведение Николая Гоголя. Как вы ощущаете себя, являясь главным героем, страдающим шизофренией?
- Конечно, спектакль непростой, но находиться в этой роли очень интересно. В моей практике это первая, практически, моно-работа. Многие именно так его и ставят. Но Роман Кочержевский решил добавить ещё двоих персонажей. За это ему огромное спасибо. Ведь на сцене единственный, кто тебя может спасти, - это партнёр.
Да, материал сложный и тем интересен, так как есть, своего рода, потолок. Каждый раз ты открываешь в нём новые грани и эмоции, которых не всплывало ранее. Новые жесты, новые впечатления… ты иначе что-то видишь и получаешь кайф от этого. У меня бывали, конечно, и скучноватые роли, постоянно одинаковые. Но здесь абсолютно другая история.
- Отдельно хочу поздравить вас с номинацией на премию "Золотая маска". Стало ли это событие новой ступенью развития в карьере?
- Спасибо! Номинация стала большой неожиданностью, потому что критики просмотрели спектакль в тот период, когда он был ещё сыроват. По внутренним ощущениям, я не сделал ничего сверхгениального. Мнение зрителей разделилось - от полного восторга до крайне негативных реакций. Также я услышал множество претензий к режиссёру и подумал: "ну, значит, не судьба". А тут такое, можно сказать, признание. Оно означает, что я смог дотянуться до чего-то более весомого. В моей номинации 25 артистов со всей страны, и я вошёл в их число. Это большая честь и, в то же время, ответственность.
- Как вы отнеслись к "Большим гастролям" на Сахалине и в Екатеринбурге? Считаете, подобный формат важен?
- Безусловно. Гастроли хороши тем, что у тебя появляется возможность почувствовать, как живут люди на материке. Мы, всё-таки, на острове находимся, и есть какая-то отдаленность. Приезжая в другие театры, можно почувствовать их дух и быт, повариться в одной тарелке, так сказать. Когда приезжаешь на гастроли, то в любом случае приходишь в место, где есть свои негласные правила. Ты это ощущаешь кожей, нутром своим, чувствуешь запах этот, понимаешь, как ребята живут, как работают. Это важно.
- Первая оперетта на Сахалине случилась, и вы к ней причастны. Можете поделиться опытом работы в новом формате?
- На самом деле я немного напрягся, когда попал в этот проект, как минимум, потому что не пою от слова совсем. Это выяснилось ещё в колледже. Но режиссер сказала: "Ни в коем случае, ваш персонаж петь вообще не должен". Для меня это было, конечно, странно, но потом, когда мы начали репетировать плотно и приехали ребята из Москвы, Петербурга, Магадана… это всё стало безумно интересно! Новая кровь, новый жанр, в котором я никогда не работал, новое общение - множество того, чего не было раньше. Сам процесс напомнил мне комедию положений, эдакую буффонаду. Люблю работать в подобных жанрах, так как раскрываются новые грани актёрского искусства. Своего рода, тренинг.
- Ну и последний вопрос: прекратились показы спектакля "Боинг-Боинг". Работая в театре 20 сезонов, уверена, это не первое прощание с произведением. Как для вас проходит процесс завершения работы спектаклей?
- Этот процесс переживается тяжело, когда отыграно мало спектаклей. Даже если постановка не особо удачна, всё равно в неё вложен труд, плюс, ты причастен к этому делу. Если брать "Боинг-Боинг", то я вам скажу, что это один из моих любимых спектаклей жанра комедии положений. Конечно, жаль прощаться, но было бы ещё досаднее, если бы он столько не поиграл. А 10 лет - приличный срок, поэтому отпустить проще.
Беседовала Полина Орлова.
Амплуа - от школьного учителя в Песочнице, до рыбака-интеллектуала в Отжарщиках, от незаметных ролей второго плана, до моноспектакля Записки сумашедшего.
Константин - спасибо за удовольствие видеть Вас на сцене!
Яркий, талантливый и достойный полученных номинаций и наград.