Какие способы атаки сегодня наиболее популярны у мошенников? Об этом рассказал заместитель начальника управления уголовного розыска УМВД России по Сахалинской области Андрей Ким - он стал гостем студии "Нашего дня" телеканала АСТВ.
- Андрей Гейнерович, добрый день! Мы сегодня говорим о телефонных и интернет-мошенниках. Они как всегда активны. Сколько преступлений в этом году уже зафиксировано в Сахалинской области?
- К сожалению, статистика говорит о том, что сохраняется негативная тенденция роста регистрации подобных происшествий применительно к нашей области. За четыре месяца текущего года рост достиг практически 40%. Сумма нанесенного материального ущерба составила более 180 миллионов рублей. 90% из них - это хищение средств посредством мошеннических действий, то есть когда жертва сама переводит деньги по указанию мошенников.
- Какой возраст у нас наиболее уязвим?
- Жертвами мошенников становятся социально активные категории населения в возрасте от 18 до 45-50 лет, которые в повседневной жизни уверенно пользуются банковскими услугами, являются клиентами банков, у которых есть счета в любом из кредитно-финансовых учреждений, соответственно, люди, которые могут что-то потерять.
Мы принимаем исчерпывающие меры, чтобы не допустить повторного совершения преступления. Блокируем абонентские номера, с которых поступают звонки потерпевшим, будь это, скажем так, покушение либо оконченное преступление. В любом случае мы работаем, приостанавливаем услуги связи по этим номерам, соответственно, мошенники стали чаще использовать различные мессенджеры.
Например, в последнее время стало очень популярным покушение на взлом аккаунтов на госуслугах, это прямо сейчас наплыв. Опять же посредством мессенджеров звонят так называемые "представители" крупнейших банков. Мошенники не стоят на месте и используют различные способы, чтобы завладеть вашими деньгами.
- Ваш аккаунт пытались взломать?
- Как правило, поступали звонки. Я все-таки пытаюсь действовать с осторожностью, максимально пытаюсь защитить свою страничку в соцсетях, меняю постоянно пароли, использую двойную аутентификацию и не сообщаю третьим лицам свои какие-то персональные данные.
Опять же, не "показываю" банковскую карту, которая привязана к основному счету. Использую совершенно другую банковскую карту для того, чтобы оплачивать какие-то услуги в интернете.
Согласитесь, было бы смешно попасться на удочку мошенников человеку, который с ними борется.
- Как же можно их распознать?
- Если мы говорим о вербальном общении, когда человек звонит, и вы слышите его голос, здесь в любом случае должно насторожить то, что он слишком настойчив. Мошенник, в отличие от сотрудника банка, будет держать вас в состоянии стресса, накала, психологического давления, то есть он не будет давать вам возможность перезвонить, уточнить какую-то информацию у родственников или у сотрудников банка.
В первую очередь нужно обратить внимание на манеру разговора, поведение мошенника. Они тонкие психологи. Ни для кого не секрет, что под мошенников создаются целые колл-центры. Они там проходят обучение.
Мы черпаем информацию из различных источников. Скажу откровенно, чтобы понять психологию мошенников, мы сами пытались получить работу в данном колл-центре, выясняли все необходимые, скажем так, требования.
Нам обещали, что с нами будут работать психологи, консультанты различные, бывшие сотрудники правоохранительных органов, бывшие сотрудники кредитно-финансовых учреждений, которые хорошо осведомлены в той или иной плоскости общения и в дальнейшем способствуют успешному совершению преступления. То есть мы говорим о том, что они подкованы.
- Несмотря на всю подготовленность, мы знаем случаи, когда люди, понимая, что им звонят мошенники, задавали им какой-то определённый вопрос, например, о том, чей Крым, и мошенники начинали постепенно выходить из себя. То есть из равновесия их можно вывести, и так убедиться лишний раз, что это звонит человек не из банка.
- Да, здесь тоже определенный психологический момент. Мошенник не всегда готов с вами дискутировать. То есть он заточен, скажем так, на монолог и в процессе разговора понимает, когда жертва готова перевести деньги.
Если возникает какая-то проблемная ситуация, то он подключает к разговору "сотрудника правоохранительных органов". Если и с ним не удаётся разыграть ситуацию, то в ход идёт предоставление различных удостоверений "сотрудника правоохранительной системы", "Центробанка" и прочих вещей.
Они готовы ко всему, но при этом важно раскусить их на первых минутах диалога и прекратить разговор по телефону. Опять же, если вас интересует эта ситуация, то перезвоните сами в тот банк, клиентом которого вы являетесь.
Звонили неделю родителям ( женский голос "плачущий"...." я в больнице, голова разбита, помоги...".). После разговора со мной (грешна - поговорила на "чисто русском"), мадам сразу изменила голос, грубо ответила и удалилась... Пока звонков нет...