Обычное утро у здания по адресу Дзержинского, 23, которое среди жителей Южно-Сахалинска носит название "Пентагон", начинается с очередей. Толпа людей с 6 утра стекается с разных уголков города. У закрытой двери ответственный вносит каждого в список на тетрадном листочке.
Таким образом в 2021 году южносахалинцы вынуждены записываться в загс, чтобы подать заявление на заключение или расторжение брака. Феномен многочасового стояния в очередях остался до сих пор. Корреспондент astv.ru решила сама попробовать, реально ли пробиться через эту систему.
Утро начинается с загса
Женщина в дутых штанах и лыжной куртке, которая в 6 утра пришла на приём самая первая, автоматически стала ответственной за очередь. Она ожидала людей у входа в здание. До 7 утра в списке числилось уже четыре человека. По её словам, талонов на каждый день ограниченное число - 24 штуки.
Само здание открывает свои двери только в 9 утра. При этом внутрь никого не впускают - "начальство не разрешает". Поэтому люди, которые пришли пешком, обивали порог, переминаясь с ноги на ногу от холода, либо прятались в соседних магазинах.
Как только наступило время "х", в здание ввалилась накопившаяся очередь. С утра 22 апреля в ней числилось 19 человек. Охранник остановил людей и попросил надеть маски. В холод, конечно, можно и на улице постоять, но за здоровьем следить надо - коронавирус, все-таки.
В тамбуре у закрытой двери собралась толпа. Люди начали голосовую перекличку. "Пятый номер?" "Я!", - слышится с конца очереди, и человек начинает пробираться через людской коридор к металлической двери.
За заветной дверью
Внутри горожанам раздают заветные талончики. Специалист принимает одного человека примерно по 10-15 минут в зависимости от сложности процедуры. Делают это с 9 до 10:35. Затем - технический перерыв, после него - обед с 13:00 до 14:00. С 15:30 до 15:45 ещё один перерыв. Ровно в 17:00 двери загса закрываются до следующей встречи.
Кстати, "встречи с населением" проводят только во вторник, четверг и пятницу. Но по телефону почему-то говорят, что только в четверг и пятницу. На вопрос "куда подевался вторник?" представитель загса не ответила.
Спасение в электронной очереди?
Некоторые горожане в очереди признались, что совершенно удивительным способом смогли записаться через Госуслуги. Эта информация вызвала живое удивление соседей по несчастью - многих из них система их просто-напросто "выкидывала".
Однако те, кто все-таки записался заранее, также пожаловались, что до назначенного времени их попросили прождать 10 или 20 дней. Бывали и обратные ситуации - портал назначал талон на 11 утра 20 апреля. Человек приходил, а система в загсе выдавала, что его ждали неделю назад, но он не пришёл.
В этом случае сахалинцам приходится проходить процедуру по второму разу. Вот только для повторной записи нужно снова оплачивать пошлину. Не удалось третий раз - изволь заплатить ещё раз.
Процедура возвращения денег за неудавшийся развод - дело неприятное, поэтому многие даже и не пытаются. В теории вернуть средства можно, обратившись в службу поддержки портала Госуслуги по номеру 8-800-100-70-10 (доб.7), либо попытаться сделать возврат через банк.
Проблем нет
Корреспондент astv.ru связался с представителями портала Госуслуги, где рассказали, что на самом деле никаких проблем с записью нет. Тут же проверили систему в деле. Сотрудник все сделал по инструкции на сайте и ему показали табло с датой и временем.
Девушка пояснила, что сахалинцы, подающие на развод по решению суда, может спокойно выбрать время и число из существующих. А для тех, кто хочет подать заявление через портал по обоюдному согласию, есть небольшая сложность - просто так это не сделаешь, так как нужна электронная подпись, которую нужно получать заранее. Выдается она на всю жизнь и стоит 3,5 тысячи рублей. Однако об этом осведомлены не все, поэтому и не могут получить результат не могут.
Представитель Госуслуг заметила, что очередь "по листочку" - это ненужная выдумка людей. По её мнению, никаких сложностей оставить заявку или занять очередь через терминал в зале загса труда не составляет.
Единственная причина, предположила специалист, по которой очередь может двигаться медленно, это нехватка персонала и маленькое помещение.
Проблема с очередями в сахалинском загсе существует ещё с прошлого года. В сентябре люди жаловались, что очередь не двигалась с места с 9 утра до самого закрытия.
Казалось бы, распределить людей и облегчить работу должна была помочь помогла новая электронная система, но и та через некоторое время после запуска давала сбои. Поэтому процедура приёма вместо 10 минут длилась долгие часы.
В ЗАГС? Ну а ха ха! Да его за версту обходить нужно, а не в очередь по записи стоять.
Во-первых, наша любимая ПСОшечка уже не выдаёт физлицам даже за плату, ходя госуслуги на них ссылаются и говорят - вон там можно сделать.
Во-вторых, стоит подпись менее 3000 с учётом покупки токена,
В-третьих, сертификат ежегодно надо перевыпускать за денежку, а это тысячи полторы.
Псо нас бросило, но теперь есть надежда на ФНС, может они
летом начнут бесплатно серты выдавать.