На Сахалине ищут добровольцев, которые могли бы стать наставниками выпускников детских домов и интернатов. В регионе действует проект «Наставничество: не рядом, а вместе!». Выросшие в казённых учреждениях дети зачастую не готовы к самостоятельной жизни, говорят активисты проекта. Они привыкли, что за них решает проблемы кто-то другой. Начав самостоятельную жизнь, многие не могут или не хотят отвыкать от такой привычки. Тут и нужен наставник. С теми, кто уже помогает вчерашним детдомовцам, пообщались журналисты газеты «Телемир».
Выпускники детских домов, отучившись в учебных заведениях, приезжают в муниципальные образования на постоянное место жительства. Им дают квартиры. Помогают трудоустроиться. Многие заводят семьи. Всё, как и у других, однако существует много «но».
- Такие ребята вырастают в своем, закрытом обществе, правила которого во многом отличаются от обычной жизни, привычной для нас с вами, - рассказывает Олеся Кистрица, старший методист отдела постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот Центра психолого-педагогической помощи семье и детям. - Они в основном не умеют взаимодействовать с другими людьми, испытывают проблемы в трудовом коллективе. У них нет навыков планирования своей жизни, нет правильного понимания модели семьи. В нашем центре работает отдел постинтернатного сопровождения. Кураторы помогают выпускникам трудоустроиться, разобраться в некоторых бытовых вещах. Нагрузка у сотрудников колоссальная. Судите сами: в областном центре таких специалистов два, в остальных муниципальных образованиях - по одному. В Южно-Сахалинске куратор работает одновременно с 24 выпускниками! А ведь, кроме определенной помощи, выпускникам детских домов и интернатов нужны тепло и участие.
Чтобы исправить ситуацию, летом 2017 года впервые на территории Сахалинской области был запущен проект под названием «Наставничество: не рядом, а вместе!». Главная цель – найти добровольцев из числа взрослых людей, которые помогут ребятам, начинающим самостоятельную жизнь, адаптироваться, станут друзьями и советчиками и поделятся своими знаниями и опытом.
- В основном стараемся привлекать к наставничеству взрослых людей, от 25 лет, - поясняет Олеся Анатольевна. - Человек, выразивший желание на добровольной основе помогать выпускнику, должен понимать, что отношения с подопечным не должны нести материальной подоплеки. Он может проявить свое участие буквально на уровне телефонного звонка или разговора по душам. Конечно, никто не запрещает делать подарки, но гораздо важнее, когда с ребятами просто общаются. Наставник может, к примеру, пригласить подопечного в гости, на прогулку. Именно таким образом бывшие детдомовцы знакомятся с моделью семейной жизни, жизни в обществе и это неоценимый опыт. Временных рамок существования пары «Наставник-подопечный» нет.
Сейчас в области на добровольной основе сформировалось 16 пар (три из них – в Южно-Сахалинске). Специалисты центра отмечают, что у ребят, с которыми общаются наставники, значительно уменьшается чувство тревожности. Они быстрее адаптируются в обществе, становятся более целеустремленными.
- Участники проекта могут всегда обратиться с вопросом. Мы всегда поможем советом или консультацией. Чтобы стать наставником, нужно не только желание. К кандидатам есть определенные требования. Потенциальные претенденты проходят обучение в «Школе наставников», - рассказывает Нина Гостева, куратор проекта «Наставничество: не рядом, а вместе!».
Тандем из наставника и его подшефного не формируется в одно мгновение.
- Мы проводим встречи с желающими стать добровольцами и их будущими подопечными, - поясняет Олеся. - Во время такого мероприятия у них есть возможность присмотреться друг к другу и сделать выбор. Часто у людей это происходит на интуитивном уровне.
Наставница по имени Надежда – некое исключение из правил проекта. Девушке всего 24 года и, несмотря на столь юный возраст, она смогла попасть в число «кураторов» вчерашней жительницы детского дома.
- Я давно занимаюсь волонтерством, и когда в центре предложили взять шефство над кем-нибудь, согласилась, - рассказывает девушка. - Сказали: «Ты активная. Быстро найдешь общий язык». Я сама сирота, вместе с Настей мы воспитывались в одном приюте, так что знаем друг друга много лет.
- Особенных трудностей в самостоятельной жизни я пока не испытываю, - делится 20-летняя Настя. - Но всё же есть моменты, в которых Надя мне очень помогает. К примеру, талончик к врачу взять. Или вот долго не могла выяснить вопрос по квитанциям оплаты за жилье. Они приходили на другое имя. Надя помогла. Она всё время меня «толкает», заставляет что-то делать.
Как признаются участники второй пары Ксения и Оксана, они сразу понравились друг другу.
- У меня трое детей, - рассказывает Оксана Викторовна. - Один сын уже взрослый, у него своя семья. Когда младшему Ярославу было четыре года, решили с супругом взять девочку (всегда мечтала о дочке). Так у нас появилась Анечка. Ей тогда было 8 лет. Дети сразу подружились. Сын даже отдал Ане свою комнату… Как-то позвонили из центра, говорят: «У вас в семье с воспитанием детей всё в порядке, не могли бы и нам помочь?» Пришла на мастер-класс. Там были наставники и молодежь. Пообщались. Мне понравилась Ксюша. Когда решили продолжить общение, сказала ей, что мы с мужем делаем это, потому что можем принести кому-то пользу, и мы – не спонсоры. Будем дружить. Считаю, что отношения должны быть ненавязчивыми и честными. Ксюша девочка скромная, обычно сама ничего не просит, но если надо – я ей помогаю.
- Оксану я сразу выбрала, - вспоминает первую встречу с наставницей Ксения. Девушке 24 года. Воспитывает дочь двух лет. - Общаемся с нового года. Ходила в гости, вместе были в кафе и кино. У Оксаны всегда что-то можно спросить, узнать.
Проект «Наставничество: не рядом, а вместе!» - еще молодой, но перспективный. Кураторы предлагают всем желающим стать наставниками. Для этого необходимо предоставить небольшой пакет документов. На вопросы готовы ответить, как и принять заявку, в ГБУ «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям».
Адрес отдела постинтернатной адаптации лиц из числа детей-сирот: город Южно-Сахалинск, улица Пограничная, 5, 2-й этаж, кабинет №33. Телефон: (4242) 31-21-46.
а) заявление установленной формы (Приложение 1). К заявлению прилагаются: копия паспорта, справка из органов МВД (об отсутствии судимости) справка от нарколога, справка от психиатра (о том, что не состоит на учете), характеристику с места работы;
б) анкету установленной формы (Приложение 2).
4.2. В обязательном порядке гражданин проходит обучение в «Школе наставников» с получением сертификата о прохождении обучения.
4.3. Подбор Наставников производится индивидуально для каждого лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей