Путешествие из Никольского в Невельск (листая блог)

Путешествие из Никольского в Невельск (листая блог)

 Я давно собирался посетить юг Сахалина, где прожил и отработал чуть более десяти лет. Там, в составе Сахалинской экспедиции, мы проводили разведку угольного месторождения «Лопатино». Там же, в одноимённом посёлке, я встретил и Валентину Ивановну, женщину, которая до сих пор рядом. Это случилось много лет назад, в год, когда умер Брежнев. И было это в Невельском районе, который я покинул в 1992 году, и больше не возвращался.

 Участок, где мы прослеживали угольные пласты, протянулся по берегу Японского моря, в аккурат, где море граничит с Татарским проливом. Ранее Невельский район славился БТФ (Базой Тралового Флота), СРЗ (Судоремонтным заводом), рыболовецким колхозом «Заветы Ильича» (даже предположительно не знаю заветы какого из них). Был там процветающий зверосовхоз "Заречный”, шкурки норок, откормленные свежей разнорыбицей, крабами, прямиком отправлялись на аукцион в Лондон. Был там и сельхозохозяйственный совхоз. Выращивали картофель, выращивали крупнорогатый скот, ради мяса и молока. В соседнем городишке Горнозаводск функционировала шахта. Шатко ли, валко ли, но район жил. Но это не было раем, как может показаться на первый взгляд. Общество уже тогда было больно. Часть его жила по накатному, отыскав в системе собственный уголок благополучия, часть, просто падали в жизнь, другие просто ждали перемен. Именно об этом была написана пьеса «Туманный берег» (Увертюра к настоящему). И в этой поездке, я спешил встретится с прототипами моих персонажей.

 В восьмидесятые, над Горнозаводском высилась огромная надпись, вырезанная из толстого металла, приваренная сваркой к рельсам и забетонированная в землю: «НАША ЦЕЛЬ – КОММУНИЗМ», уж, сколько я, грешный, издевался над этим лозунгом, злословил. Ибо весь пейзаж, что открывался взгляду, вся панорама города и его окрестностей, могла вызвать только отторжение и ненависть. Голые сопки: леса сгорели в пятидесятые, когда на освоение Сахалина и заселения, вербовали людей со всего Союза. Но мало было сибиряков, кто знает, что такое тайга и какого бережного отношения требует она. Были люди из степных районов Украины, Белоруссии, Молдавии. Многие лес видели только на картинках. Короче: запылали пожары от брошенных окурков, от непогашенных костров. Остров исчез в дыму. И самое смешное, что по пришествию лет в пожарах на юге Сахалина обвинили японцев. Всяких диверсантов и лазутчиков. Я сам русский человек, патриот и державник, и не обвиняю огульно, ради красного словца. Поэтому экскурс в недавнее прошлое.

Ещё в 80-е, я заинтересовался этим фактом и стал расспрашивать старожилов юга Сахалина, которые пришли сразу после ухода японцев. То, что я узнал, меня ошеломило. Мне рассказывали о грабежах, когда из домов, пока люди были на работе, выносили всё. От плошки, до старой одежонки. О повальном пьянстве, когда по всем дорогам стояли киоски, где можно было купить водку или спирт на разлив. Об отношении к природным ресурсам. Когда ставили сети на сельдь, и при большом подходе рыбы не успевали выбирать, и просто бросали в море переполненные сети (некогда, было проще взять неводом свежую). И всё это в погоне за планом. За первым сортом. Он дороже. Было легче поймать новую партию, чем сдавать вторым сортом ранее пойманную. Сдельщина вершила своё дело и тогда, когда в погоне за более крупным лесом, а значить и большей кубатурой, просто бросали спиленный лес на месте, сгнивать или сгорать в пожарах. По сути, хищники пришли на остров, а не хозяева. Плановая система и сдельно-премиальная оплата труда, съедала саму себя. Нанося непоправимый урон не только природе, но и людям. Отучая последних жить в симбиозе с природой и брать только необходимое. План любой ценой, слишком дорого обходился.

Отвлекусь чуть и расскажу реальный случай, поведанный мне старожилом п. Лопатино, Германом Ивановичем Топорковым, он появился на Сахалине сразу же после войны и застал ещё японцев, которые ждали депортации в Японию. Он рассказал мне о прошлом обилии рыбы, водоплавающих птиц, о лесах. Но особенно горько и обидно стало мне, когда он рассказал об спасение сельди иваси. Эта прекрасная рыба подходила на нерест к берегу, и во время шторма случалось так, что волны выкидывали сельдь во время икромёта на берег. Так вот, японцы, которые прекрасно знали, что им уже не жить на острове: все, от мала до стара, выходили на берег и скидывали её обратно в море. В надежде, что хоть какая часть этой рыбы выживет и отнерестится. Так они делали всегда. Они думали о будущем. Ещё он рассказал, что почти у каждой японской семьи были засолочные чаны, у бедных простенькие из брезента, у богатых количеством побольше и бетонные, построенные на века. Но суть не в этом, ни один японец, ни одна семья не брали и не готовили рыбы больше, чем могли засолить, переработать или продать. Пусть хоть она сама лезла на берег. Ничего не ловилось зря и потом значить, не пропадало, как у нас, когда по берегам стоит зловонный запах гниющей рыбы, у которой взяли только икру.

 Продолжу о лозунге над Горнозаводском. И для полноты картины стоит представить ещё и мутные воды реки в городской черте. Чёрная, как расплавленный асфальт от угольных измельчённых фракций, несла она свои воды в море, траурной лентой петляя меж огородов и домов. Обогатительная фабрика по переработки угля и доведения до нужной кондиции, не стесняясь, ничего не боясь, сливала в неё отработанную воду ежедневно, за исключением праздничных дней, исправно перечисляя за нарушения штрафы. По сути: из государственного бюджета брались деньги и туда и возвращались. У меня есть подозрение, что когда составлялся бюджет, эти затраты на штрафы, уже изначально вносили туда отдельной строкой.

 Картину под лозунгом дополняли бараки и ветхие домики, которые и жильём было трудно назвать. Грязь и пыль. Поросшие бурьяном сточные канавы. По вечерам пьяный гвалт и драки. Словно мир катился в бездну, и большинство жило, как в последний день. Это реальность. И напрасно многие меня упрекают в том, что в пьесе «Туманный берег», у меня много пьют. А ведь я, уважаемые господа и благочестивые дамы, даже чуть уменьшил количество выпитого. Чуть облагородил некоторых героев, тщетно примеряя на каждого маску просто заблудшего человека. Увы, это оказалось совершенно лишнее. В и чём я незамедлительно убедился, вернувшись к месту действия. (https://astv.ru/club/blog/hochu-skazat/Z8RuJl3u_kWVoG8xhyHpJw)

 В конце восьмидесятых, когда уже можно было говорить правду и вступать в полемику, тогда менялась страна (в худшую ли или в лучшую сторону пока рано судить), я часто писал небольшие заметки в местную газету. Публиковали. Публиковали и мои фантазии, которые ещё несколько лет назад называли «красивой ложью» и прятали в архив. Я и сейчас думаю: неужели эти рецензенты никогда не читали сказок? Ведь, по сути, и они ложь. Но не об этом сейчас… Иногда мы спорили прямо на страницах газеты, получая ответы на свои публикации от читателей и не равнодушных людей. Обратная связь – это прекрасно. Теперь такое возможно только в Интернете. Но он, лукав – этот Интернет! Хотя и обширен. Там можно встретить перенесённые в виртуал женские альбомы прошлых столетий и красивые фантики от настоящего. Но не только. Там много есть трезвых мыслей, раздумий. И главное: там есть право выбора и возможность сочетать. Быть одновременно добропорядочным бюргером и самодостаточным блогером. Одно другому не помеха. Если конечно есть чего сказать. Или показать. Лично я, люблю смотреть в блогах фотографии мест, в которых мне наверняка, уже не придётся побывать. И это фотографии не с глянцевых обложек, приукрашенные и тщательно подобранные в попытке диктовать стиль жизни или моду. Это фотографии реальности. Люблю рассказы из настоящего и воспоминания прошлого, люблю почитать и чужие фантазии. Там же многое можно прочитать, пусть даже то, что ты когда-то читал, но в этой гонке по жизни забыл, утерял. Можно почитать и новое… даже о старом, что стало прошлым и которое ты, когда-то, не заметил и не рассмотрел. Увидели другие и рассказали. Честь им и хвала. Они не доживают свой век – они живут. Они не дают безвозвратно кануть в лету эпизодам своей жизни, внося в огромное полотно прошлого яркими мазками свои наблюдения и мысли.

Я чуть отвлёкся. Интернет заслуживает отдельного разговора и не сейчас…

Помню те споры в газете. О жизни, о политике. Одна женщина на одну из моих публикаций (дело касалось молодёжи), убежденно заявляла, что надо жить по-ленински. Мне не пришлось встретить её вживую, но в моём представлении эта дама так и осталась неустроенной в жизни одинокой большевичкой. Аскетом, которые никогда не признают собственные ошибки. Хотя возможно, что я и не прав. Но я всегда оставляю за собой право на заблуждения. Ведь иначе нельзя. В ответ этой даме я писал, что надо жить не по-ленински, не по-сталински, а по совести, и меня поддерживали многие. За малым исключением. Общество было готово к переменам. С открытых окон, через мощные динамики звучали слова Цоя: «Перемен! Мы требуем перемен!»

 И я застал начало перемен. В 1989 году бульдозерист Фёдор Герасимов, получив наряд, начал бить дорогу по сопке для перевозки буровой на новый профиль. И надо же было такому случиться, что на пути бульдозера оказался лозунг «Наша цель – коммунизм!». Не мудрствуя лукаво, Фёдор, огромный молодой мужик с чёрной бородой, притащил танковый трос, зацепил за середину и выкорчевал эту надпись. Затем ножом сдвинул в сторону и продолжил работу согласно наряду. И не вздрогнула общественность Горнозаводска, не прилетели люди на уазиках и в погонах. Всё прошло буднично и незаметно. Только начальник геологической партии, больше беспокоясь о собственной судьбе, суетился вокруг бульдозера. Пару лет назад, он отказался готовить силос для совхоза. И это было сродни бунту на корабле. Наши начальники еле отбили его у озверевших работников горкома партии и парторга. Но сейчас его успокоил Фёдор, который вылез покурить. «Да не волнуйся ты так, Михалыч, дальше Сахалина не сошлют!» И похлопал огромной ручищей по плечу. Михалыч, молодой начальник и что удивительно не партийный, махнул рукой, сел на вездеход и укатил на базу. Как оказалось, позже, в это время в Горнозаводске находилась группа журналистов из Польши, которая уже перестала быть социалистической, и снимали на камеру происходящее. Может это и спасло ребят от тяжких последствий. Врать не буду, - не знаю.

 И это была лишь увертюра к настоящему. К сегодняшнему дню.

                                 Поездка в Невельск
Выехали затемно. В ненастье. По нашему району дорога была средней паршивости, но как только пересекли перевал и оказались в Тамаринском районе, то на рассвете увидели такую картину:


Особо любимые водителями места


Переполненные реки


Сразу скажу о дороге. В её состоянии виноваты: не Медведев-Путин-Ельцын-Горбачёв-Брежнев и далее по списку, а СИСТЕМА. Которая существовала и благополучно существует сейчас. Только партия другая, а персонажи те же...


Туман и дождь. Сыро и грустно.


Проехали на юг по берегу Татарского пролива и развернувшись на восток, пересекли Сахалин... по бездорожью...
Машина после проезда по сахалинским дорогам. Слава Богу, что ничего не отвалилось...


Но впереди асфальт до Южно-Сахалинска, можно расслабится...




... и Охотское море.



Первая мойка в небольшом городке Долинск


 

                                Невельск

Второго августа 2007 года в Невельске было сильное землетрясение. (http://www.newsru.com/russi...) Сейчас город отстраивается. Не заезжая в Южно-Сахалинск, мы сразу отправились в этот город, через Ловецкий перевал.



Нерпы на подъезде к городу. Жаль погода пасмурная...


Туманный берег...

(Именно там, за стеной тумана и происходили действия описанные в пьесе с одноимённым названием)







Стройка ещё идёт. Но главное строят дороги и тротуары...






 
Новая милиция... пардон, полиция...






Набережная Невельска. Ещё идут работы по строительству. "Отсыпка" в народе. Отвоеванная у моря территория. Здесь большая часть новых зданий, этот район сильнее всего пострадал во время землетрясения.

 


Морское дно. Много морских звёзд, ежи…


Раненная чайка


Море в пасмурную погоду


Внизу, в море копошились пацаны, попросили за 100 рублей наловить ежей. Наловили. Побежали домой и быстренько приготовили. Хотя я предпочитаю их сырыми. Разламываешь скорлупу, а там словно дольки мандарина икра. Это именно то, что употребляют в пищу. В народе называют “морским женьшенем”, полезная для организма штука…


Пригород Невельска


Новая школа, взамен разрушенной. Прекрасная школа!


Утро перед возвращением. И как всегда это случается, кончились дожди и просветлело. Небо пробилось голубым и стал виден горизонт.


Ловецкий перевал. Краткий путь из Невельска до Южно-Сахалинска. 



Подъезжаем к Южно-Сахалинску

2011 год

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Валерий Сахалинец, 1 мая 2016, в 23:13 +15
Комментарии
Написано 2 мая 2016, в 08:01
Как же интересно, захватывающе вы пишете!!! Я коренная сахалинка и, к своему стыду, очень многого не знаю о своей малой родине.Спасибо вам, Григорий!
В Невельске никогда не была, но в планах есть пункт.Надеюсь в скором времени восполнить этот пробел.Ещё раз спасибо за блог.
+7
Написано 2 мая 2016, в 08:30
На_таких_не_женятся, Спасибо!!! Только я Валерий.
+5
Написано 2 мая 2016, в 08:42
Валерий Сахалинец,
позорище какое! Тысяча извинений, мне жутко стыдно!
Но сути комментария это не меняет.
+7
Написано 2 мая 2016, в 08:44
На_таких_не_женятся, Это не позорище, а просто описка... со всяким бывает.
+8
Еще 7 комментариев
Написано 2 мая 2016, в 09:09
Небольшая поправка, отсыпка во время землетрясения практически не пострадала, самый удар пришёлся по центру города. Там где выстроен новострой был пустырь и болото...По-этому плесень в квартирах как арт-рисунки
+5
Написано 2 мая 2016, в 21:56
Наталия, Пардон за неточность.
+1
Написано 2 мая 2016, в 22:08
Валерий Сахалинец, та ничего страшного
+1
Написано 2 мая 2016, в 09:42
Я родился в Невельске, первые 10 лет жизни там прошло. По тексту примечания: БТФ была в Холмске, в Невельске УТФ; мать работала следователем горпрокуратуры, рассказывала, что с пожарами бороться сложно было - диверсанты или нет, но кто-то весной рассыпал фосфорные шарики, которые потом подсыхали и самовозгорались. Городок отличный был, приморский, светлый, радостный, ключи от квартиры под ковриком оставляли, двери тонкие... Сегодня кроме названия там у меня ничего не осталось: дом и школа разрушены при землетрясе, порт перекорежило. Был там в прошлом году, перед депутатами выступал по созданию в Невельске регионального аквакультурного центра. Равнодушие полное. Так что не отзывается в душе, чужой город.
+2
Написано 2 мая 2016, в 21:48
Андрей Кузьмин, Нет, База Тралового Флота была в Невельске, у меня там жена работала. Проверьте по Интернету.
Да и я там знакомых не нашёл, увы...
0
Написано 3 мая 2016, в 08:57
Валерий Сахалинец, Все может быть. Инет мне нужен. На руках доки отца конца 60-ых. СТРМ Радист, Доменщик-Невельское УТФ.
+1
Написано 3 мая 2016, в 09:07
Андрей Кузьмин, УТФ называлось до середины 70-х, потом переименовали в БТФ..
0
Еще 6 комментариев
Написано 2 мая 2016, в 09:54
Какие же интересные посты вы пишете, прочитала на одном дыхании! В Невельске бывала, в Горнозаводске побывала школьницей (ездила в гости к подруге), поэтому не присматривалась. Не совсем поняла, как вы с Долинска ускакали в Невельск, минуя Южно-Сахалинск... Фотографии чудесные.
+6
Написано 2 мая 2016, в 21:43
НюНик_просто_Анна, Спасибо!
Чуть не доехали до Южного, свернули. Старший сын был за рулём.
+3
Написано 2 мая 2016, в 21:48
Валерий Сахалинец, а, через объездные. Но это все равно - Южный. Луговое и Н-Сановку точно проезжали.
+1
Написано 2 мая 2016, в 21:58
НюНик_просто_Анна, Проезжали... я по старинки, Луговое и Н. Александровку Южным не считаю..
+1
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Выходные по-сахалински
Выходные по-сахалински
Просто осень. Просто фото (листая блог)
Просто осень. Просто фото (листая блог)