Путешествие вокруг полуострова Крильон в 1954 году

Путешествие вокруг полуострова Крильон в 1954 году

        Прочитав всё, что есть в интернете о походах по побережью полуострова Крильон, я был, с одной стороны, удивлён описанию сложностей этого маршрута, с другой стороны, сильно огорчён тем, во что превратился этот удивительный по красоте уголок Сахалина.

        

             Прыжки по валунам

         Я счастлив, что период моей юности и зрелой жизни совпал с таким временем, когда в морях и реках Сахалина было изобилие красной рыбы, в магазинах икра продавалась в бочках, природные ландшафты имели нетронутый вид. 

          

             Водопад по пути на мыс Крильон на восточном побережье

          

             Природная арка

          Это неправда, что полуостров Крильон был недоступен из-за погранзоны. Всё дело в организации похода. У нас были замечательные учителя, увлечённые природой Сахалина. Они и организовали наш поход в те далёкие годы.

          В июле 1954 года мы, школьники 9-ой средней школы г. Южно-Сахалинска, отправились в поход по юго-западному побережью острова Сахалин. Нас было 16 школьников 8-9-ых классов и учитель.  До посёлка Таранай нас довезли на легендарной трёхтонке ЗИС-5. А дальше до самого Невельска мы шли только пешком. В том походе я не вёл дневника, поэтому хронология его отсутствует. Сохранились многочисленные фотографии того похода, конечно, качество их далеко не соответствует нынешнему уровню фотографий. Часть фотографий моя дочь помогла мне перевести в электронный вид, и я попытаюсь их представить.

          Вот сейчас заговорили о прибрежном рыболовстве, а в 60-е годы оно существовало! Несмотря на пограничную зону, посёлки Кириллово, Хвостово, Ульяновское были обитаемы.

          

              Хвостово

          А в Атласово базировалась небольшая флотилия рыболовных ботов (РБ) и большая группа рыбообработчиков. Наша группа внесла определённое оживление в монотонный быт рыбаков. Нам предложили выйти в море на РБ на следующий день, большинство из нас с удовольствием согласились. Та рыбалка оставила у нас неизгладимое впечатление.

             На рыболовном боте

          Наши пограничники в то время не дремали и отлавливали японских браконьеров в наших территориальных водах. На фотографии ниже - японская шхуна в Атласово.

          

            Прибой в Атласово

          В описываемое время Япония еще не имела тех экономических успехов, что достигла в последующие годы, и шхуна и её рыбаки имели довольно жалкий вид. 

          

             Японская шхуна

          Никаких трудностей в походе по восточному побережью полуострова Крильон мы не испытывали. Да, были места, где приходилось пользоваться при подъёме установленным, видимо, ещё японцами тросом.

          

          В одном прижиме был вырублен обход, в другом - пробит тоннель сквозь скалу.

          

          По красоте восточное побережье полуострова Крильон показалось нам более привлекательным, чем западное.

          

          

              Восточное побережье

          О медведях. Во время нашего похода даже не возникало мысли о такой опасности. Ни местное население, ни пограничники не предупреждали нас об опасности встречи с медведем. Объясняется это, судя по всему, изобилием красной рыбы в нерестовых реках, что мы видели воочию при их преодолении. Медведи, скорее всего, питались рыбой в верховьях нерестовых рек. Кроме того, в жилых посёлках было постоянное население.

          

             По пути на мыс

          К мысу Крильон мы подходили в густом тумане и слышали рёв «коровы» (звуковой маяк). Конечно, мы не сразу поняли, что это за звуки.

          

             Звуковой маяк, так называемая "корова"

          На пограничной заставе служили военные моряки.

           

          На заставе был флотский порядок, были и колокол, и чугунная пушка. Колокол, если память мне не изменяет, был русской отливки. На маяке Крильона, как мне стало известно впоследствии, уже тогда было установлено французское осветительное оборудование.

          

             Маяк

          На мысе Крильон мы задержались на день, а затем продолжили своё путешествие по западному побережью полуострова Крильон.

          

              На крайней точке мыса Крильон

          Ещё с мыса Крильон мы обратили внимание на судно, стоящее почти у берега в пяти километрах к северо-западу. Это был корабль  типа «либерти», на борту чётко была видна надпись – "Луга" ( «Либерти» — тип транспортных пароходов середины XX века. Суда этого типа строились в очень большом количестве (построено более 2500) в США во время  Второй мировой войны для обеспечения массовых военных перевозок).

          

             "Луга" на мели

          Мы подошли  к спущенному трапу, замочив ноги чуть выше колен, и поднялись на борт судна. Я не знаю, когда это судно село на мель, но следов разграбления почти не было. С естественным любопытством мы осмотрели весь корабль, и, конечно, не могли не забраться на трубу. 

          

          

             Автор на "Луге"

          Прощаясь с "Лугой", мы не могли себе представить, что через 60 лет море превратит её в ужасную груду искорёженного метала.

             Прощай, "Луга"!

          От "Луги" до Шебунино мы не встретили ни жилья, ни людей, ни  транспортных средств. Возможно, карта побережья была только у учителя, поэтому в то время мы не знали оригинальных названий мысов -  Замирайлова голова, Кузнецова, Виндис, - и обошли их стороной. А вот Коврижка запомнилась своей удивительной формой и неприступностью, хотя мы и не знали, как она называется. Кстати, мне не удалось узнать, когда и кто присвоил эти удивительные географические названия.

          Начиная с Шебунино и далее на север ничего интересного уже не было. Все населённые пункты ещё были японской застройки. В Шебунино мы были на экскурсии по японской обогатительной фабрике угля.

          От Невельска до Холмска мы  добрались за один день на попутном автотранспорте. На траверсе посёлка Правда мы видели ещё два  судна в метрах трёхстах от берега, которые потерпели катастрофу у берега Сахалина.

          Нам рассказали, что в сильнейший шторм первое судно налетело на мель и опрокинулось набок, второе поспешило ему на помощь и тоже село прочно на мель. В тот период мы часто слышали о подобных катастрофах на море. То ли не хватало опытных капитанов (последствие войны), то ли сказалось несовершенство навигационных карт.  Впрочем, всё это предположения.

          От Холмска до Южно-Сахалинска наша группа ехала по железной дороге, которой теперь не существует, к сожалению.

          

          В 1953 году мы, группа школьников 9-ой средней школы, в другом составе совершили невероятное путешествие на остров Тюлений, что находится в заливе Терпения недалеко от полуострова того же названия. О том, как это действительно было, имеются фотодокументы. Но это совсем другая история...

 

                                                                Участник похода     И. Емельянов 

 

Автор: Mangusta38, 10 августа 2016, в 07:09 +23
Комментарии
Написано 10 августа 2016, в 07:29
+11
Написано 10 августа 2016, в 08:10
Очень интересный исторический рассказ!
Ждем следующего о походе на остров Тюлений!
+11
Написано 10 августа 2016, в 08:22
Здорово! Спасибо!
+8
Написано 10 августа 2016, в 08:59
Очень интересно и познавательно.А сколько по времени занял у вас этот поход?
+10
Написано 11 августа 2016, в 09:39 Отредактированно 11 августа 2016, в 09:39
Кровь_с_Коньяком, Время похода на полуостров Крильон около 10 дней.
+1
Написано 10 августа 2016, в 09:45
Отличные фотографии пропитанные духом времени.
Побольше бы таких.
+7
Написано 10 августа 2016, в 09:49
Как интересно. Какая красота на мысе.
Вот раньше было время, когда школьники ходили в поход пешком.
Спасибо за интересный рассказ, ждем с нетерпением историю про о. Тюлений.
+8
Написано 10 августа 2016, в 10:58
Ярославчик, согласна с тобой
ходили в походы, интересовались историей родного края, и все это так дружно
+7
Написано 10 августа 2016, в 10:59
Спасибо за интересный рассказ! С удовольствием прочитаю историю про поход на остров Тюлений.
+7
Написано 11 августа 2016, в 15:31
Василиса_Я, Если ничего не помешает, надеюсь подготовить материал об острове Тюлений в течении месяца.
+1
Написано 10 августа 2016, в 11:06
Еще хотела добавить про фотографии Вашего рассказа. Пусть они не лучшего качества, но в них есть самое важное на мой взгляд -это история! История в лицах, история нашего острова, и история очевидца тех далеких лет!
+8
Написано 10 августа 2016, в 13:41
Очень интересно, прочла на одном дыхании. А фотографии... Ощущение такое, словно сама история смотрит на тебя с черно-белого фото... Жду продолжения!
+8
Написано 11 августа 2016, в 10:33
karsa, Описание путешествия на остров Тюлений обязательно будет.
+2
Написано 12 августа 2016, в 10:16
Mangusta38, Я мечтаю попутешествовать по Сахалину и Курилам. А пока буду делать это визуально, с вашей помощью:))
+2
Написано 10 августа 2016, в 13:59
Здорово !
Прочитал на одном дыхании , очень классно написано , фотографии тех далёких лет никак не утратили своей актуальности .
Золотое время было , для нашего острова , рыба , крабы, и прочие морепродукты были доступны для всех. Конечно буду ждать продолжение вашего интересного блога......
+7
Написано 11 августа 2016, в 15:33
max7676, Продолжение последует.
+2
Написано 11 августа 2016, в 15:51
Mangusta38, Здорово ! )
+1
Написано 10 августа 2016, в 14:04
Побольше бы таких рассказов. И фотографий. И самое интересное, что места то все равно узнаваемые. Одно фото моря мне даже кажется с такого ракурса и у меня есть. А от корабля реально только одна стена мне кажется торчит какой там по нему полазить.
+4
Написано 11 августа 2016, в 15:36
NIKizBYKW, Спасибо за оценку.
+2
Написано 10 августа 2016, в 16:23
Замечательный рассказ. Фотографии прекрасно передают историю тех лет.
Сколько же всего изменилось за эти годы...
+6
Написано 11 августа 2016, в 15:41
Владимир Кузовков, Спасибо за оценку. Я долго не решался писать об этом походе. Думал, что это никому не интересно. Рад, что ошибся.
+2
Написано 10 августа 2016, в 18:13
Отличный рассказ! Фотографии уникальны!
+4
Написано 11 августа 2016, в 01:48
Замечательный рассказ и фотографии! А ещё на Крильоне жил и умер замечательный человек - охотовед Фёдор Картавых. Многие охотники и туристы тех времён его знали и много интересного могли бы о нём поведать! Ждём продолжения...
+1
Написано 11 августа 2016, в 15:46
Толстушка, Спасибо за оценку. Продолжение последует.
+2
Написано 13 марта 2018, в 22:10
Интересный рассказ ,жаль что фото нечеткие. Сейчас туда только на спец.оборудованных джипах добираются местные "герои". Все грунтовки южнее Тараная и Шебунино поразбивали. А тут школьники прошли... Точно сказано про медведей. В те годы на летних детсадовских дачах и в пионерлагерях про них не слыхивали, никто не стращал, в личное время гуляли по окрестностям и в походы ходили без боязни. Не было забоек. Медведи жили и питались нерестовой рыбой в верховьях распадков и к жилью не подходили. Сейчас же они заходят даже в города, наводя страх на их жителей, а в распадки без ружья стараются не заходить.
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Выходные по-сахалински. В лес за малиной
Выходные по-сахалински. В лес за малиной
Туманный Онор
Туманный Онор