Идеи вокруг нас
Интервью с хореографом-постановщиком спектакля «Пиковая дама» Алексеем Ищуком
- Алексей, расскажите о себе...
- Я родился в Куйбышеве, а потом в три года уехал с родителями на Сахалин - отец был военный. Здесь же пошел в любимую шестнадцатую школу. Учился на пятерки и четверки, но не всегда - были периоды, когда я становился практически троечником. В седьмом классе я забросил учебу и ходил в театральную студию во Дворец пионеров. Мои мысли были далеки от математики, русского языка, и практически пол учебного года школа мною была заброшена. Я сидел с оловянными глазами, ждал пока закончится последний урок и мчался в театральную студию. А расходились мы очень поздно. Но это все было до тех пор, пока родители не забили тревогу.
- А почему вдруг именно театральная студия?
- На самом деле это все произошло, после того как я приехал из лагеря «Артек». Там я попал в смену искусств, мы постоянно рисовали, пели песни, рассказывали стихи. И там оказались танцы, что мне очень понравилось. Я пристрастился, хотя до этого никогда не танцевал. Именно там, в лагере, я принял участие в танцевальном турнире...
- О как!
- Сначала мы соревновались между собой в отряде, потом уже между отрядами. И все это происходило на большой сцене...
- Это был ваш первый выход на публику?
- Да! В огромном зале на большой сцене я танцевал так, что не чувствовал земли. То ли это был адреналин, то ли волнение, но я двигался по сцене, не чувствуя ее. И в результате я занял третье место.
- Почему уехали с Сахалина?
- Уже в десятом классе я понял, что хочу заниматься творчеством, и поэтому уехал поступать. Поставил родителей перед фактом, они были в удивленно-пораженно-шоковом состоянии, но все-таки дали денег, и я поехал покорять Москву. Из-за того, что я опоздал на вступительные экзамены в Щепкинское училище, для меня сделали исключение, и за один день я прошел два тура. Но вот на третьем... В общем, я стал запинаться, забывать от волнения текст, ну опыта работы перед публикой все-таки не хватало, и я запорол экзамен.
- А потом?
- А потом армия. После службы поступил во Владивостокский ДВГУ на биофак.
- И там вы в плотную занялись танцами?
- Это было замечательное время. Мы тогда с подругой ходили в студенческий клуб на дискотеки, отплясывали там, в общем звездили. И тут она говорит, что в Доме молодежи собирают коллектив на «Шокинг данс». Мы пришли, а там кастинг - задание на импровизацию. Ну мы как начали импровизировать. Естественно, нас взяли, и худрук этого театра Ольга Бавдилович дала нам возможность делать свой камерный театр танца. И чем больше я занимался искусством, тем меньше мне нравился биофак. Мы мало что понимали в том, что делаем. Я имею ввиду такое новое для нас направление в танце, как модерн. Но мы шли наобум, методом проб и ошибок. У нас было столько энергии, что мы могли на том энтузиазме, который в нас был, улететь на марс. У себя во Владивостоке мы стали популярны и известны. А однажды к нам приехала Кристиан Дакен, американская танцовщица. Она преподавала нам по пять часов в день, давая тем самым понять, что же такое на самом деле модерн...
- Алексей, погодите. Но что-то же профессиональное хореографическое вы закончили? Я же к этому клоню...
- На самом деле - нет (смеется). Именно хореографического образования у меня нет. Но зато есть диплом об окончании Хабаровского института искусств и культуры - его я получил, когда уже плотно стал заниматься танцами, и понял, что мне не хватает режиссерского видения.
- Вы как-то на репетиции сказали, что до сих пор учитесь.
- Конечно (улыбается). Мое образование - это мастер классы, передвижные консерватории, воркшопы... Я стараюсь заниматься у американцев, англичан, французов. Я живу по системе Станиславского. Он же тоже не имел ни одного театрального диплома, но зато каждые полгода ездил в Европу и знакомился с новыми направлениями и новаторскими идеями в искусстве, и приезжая в Россию, обрабатывал, пропускал через свое мировоззрение и постепенно дошел до точки кипения и бац! Он подарил миру свою систему. У меня все точно так же: езжу, учусь, приезжаю, учу кого-нибудь сам.
- Удивительно просто. А когда стали звать уже именно как постановщика?
- Началось-то еще во Владивостоке - сначала в ТЮЗе, потом в театре под руководством Звеняцкого. Я стал придумывать свои танцы, потом несколько авторских спектаклей поставил. Понимаешь, я никогда не сидел на месте, везде показывался, брался за любую работу. А потом я перебрался в Москву, там устроился в два танцевальных центра - один на Арбате, другой почти на Красной площади.
- Как вас встретили в Москве?
- Я сначала вообще оторопел. Это на Дальнем востоке я был номер один, а тут ты никто и звать тебя никак, всего добиваться приходилось самому. Где-то через знакомых, где-то, действительно приходилось доказывать на что ты способен. Я сам по себе упорный человек.
- Чем вы вдохновляетесь?
- Музыкой, людьми, или увиденной картиной. Что-то приходит из литературы, кино. А бывает, идешь по улице, а тебе на встречу красивая девушка на высоких каблуках. И вот тут начинаешь фантазировать. Идеи вокруг нас - один этот диван, на котором мы с тобой сидим, чего стоит. Такую историю можно придумать. Особенно интересно работать, когда режиссер дает тебе очень сложную задачу. Ну с которой ты никогда не сталкивался. Ходишь, думаешь, ломаешь голову. Это сложно, но интересно. Мне вообще нравится принцип «А слабо?» А мне не слабо!
- Какой танец вам ближе? Вальс, модерн...
- Нет у меня предпочтений. Мне нравится заниматься всем, я всеядный. Для меня важно - ни где и что, а как и с кем.
- Сейчас существует такое понятие как современный танец.
-О, да!
- Понятие такое размытое... Что это?
- Правильно ты делаешь, что закатываешь глаза, и делаешь колыхательные движения руками. Смотри, вся хореография делится на три русла: балет - тут нам более-менее понятно, что это; джаз - все, что связано на африканских ритмах, и есть джаз - хип хоп, брейк; и современный танец. Чего сюда только не подгребают. В первую очередь это, конечно, несколько техник, которые стали каноническими в танцах, и плюс ко всему этому различные вариации с этими техниками. Авторское видение тут тоже может быть. Сейчас на телевидении идут танцевальные шоу, и нам говорят о каком-то контемпорари... А те, кто о нем говорит, как мне кажется, и сами до конца не знают, что это за фрукт. Но в этом ничего страшного нет. В девяностые годы мы сами не знали, что такое джаз-модерн, но что-то пытались делать, танцевали. И со временем люди стали понимать, что же это на самом деле, так как настоящие носители этой культуры стали уделять внимание русским танцорам. Сейчас то же самое. У людей, которые изучают современный танец, скоро информации будет больше, и у них сложится четкое понимание, что такое современный танец на самом деле.
- Что главное в танце?
- Для меня самое главное, когда человек начинает танцевать - это не растяжка или возможности его гнущейся спины. В первую очередь - это желание. Если есть желание, человек будет танцевать.
- Вопрос от меня лично. Я не люблю танцевать, мне больше нравится смотреть, как это делает кто-то. Но профессия моя обязывает танцевать. Как заставить себя двигаться?
- Просто влюбись. Влюбись в танец. Тебя должно захватить это желание - танцевать. И не важно, какие у тебя возможности, главное, чтобы у тебя было желание и любовь. Это как с человеком, в которого по уши влюблен, без которого не можешь прожить и дня. Надо постоянно думать о танце.
Беседовал Сергей Омшенецкий. Фото автора
+7-962-125-15-15
Танцевать, я думаю, мы все любим. Каждый по-своему. Но я все равно не согласна с тем, что достаточно лишь желания. Должен быть какой-то стерженек в организьме ( в теле), чтоб выдавать красивые па)