Белки в мыслях

Белки в мыслях

Нам известно выражение «растекаться мыслью по древу», но мало кто задумывается о его происхождении. Обычно мы так говорим, когда хотим подчеркнуть долгое и неторопливое  рассуждение о чём-либо. И действительно, один из современных словарей русского языка толкует это высказывание так: «беспорядочно переходить от одного к другому в мыслях и словах».

В народную речь это выражение попало благодаря «Слову о полку Игореве», поэме Древней Руси, описывающей поражение князя 1185 года в битве с половцами. Текст был написан примерно сразу после описанных событий. Имя автора «Слова» не известно до сих пор. Не сохранилась также и оригинальная рукопись.

Автор то и дело обращается в тексте к Бояну, лицу историческому и служившему певцом при дворе русских князей. В некоторых этимологических словарях зафиксировано происхождение этого имени от глагола «баять», то есть «говорить», «рассказывать», «воспевать». Другие источники считают наиболее очевидным сближение со словом «бой». Третьи – с «бояться», «баиваться» в значении «остерегаться», «опасаться».

Так или иначе, древнерусский Баян наблюдал за происходящими событиями и рассказывал о них окружающим. В некотором смысле он напоминал современных журналистов, к которым часто относятся с недоверием, когда желают скрыть истинное положение дел. Поэтому все описанные варианты представляются вполне возможными.

Загадки литературного памятника на этом не заканчиваются. Известную строчку можно встретить уже в самом начале:

«Пусть начнётся же песнь эта по былинам нашего времени, а не по замышлению Бояна. Боян же вещий, если хотел кому песнь воспеть, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками».

Похоже, Боян был настолько искусен в слагании песен, что, «воскладая свои вещие персты на живые струны», он свободно орлом возносился к небу, волком мчался сквозь чащи и… растекался мыслию по древу. В целом художественная идея охватить окружающее пространство от земли до облаков понятна. Волк соотносится с землёй, орёл – с небом, а мысль? Или всё же речь идёт не о ней?

Словарь живого великорусского языка Владимира Даля даёт подсказку: слово «мысь» имеет значение «белка». Бояну в творческом трансе, наверное, сподручнее было по дереву белкой взмывать, нежели мыслью.

По практике прошлых веков, тексты копировались переписчиками, толковались переводчиками и кочевали по монастырям, библиотекам и частным коллекциям. Многие памятники были уничтожены при пожарах или утеряны во время неприятельских набегов. Такая участь постигла и «Слово» – до нас дошёл единственный список XVI века, который в 1812 году вместе с другими уникальными манускриптами из собрания А.И. Мусина-Пушкина сгорел в Москве. К счастью, в 1800 году произведение было издано в печатном виде, благодаря чему и сохранилось до наших дней.

Вопрос о том, что было в начале, белка или мысль, остаётся открытым. В таких случаях исследователи ищут первоисточник. А он, как известно, утрачен. Дмитрий Лихачёв, один из самых авторитетных учёных в области древнерусской литературы, в своём переводе опирался на упомянутое выше издание 1800 года. Следует полагать, что за шесть веков со времени создания «Слова» кто-то из переводчиков или переписчиков допустил ошибку, и проворная белка успела сбежать.

Впрочем, белки могло и не быть вовсе, а мысли о её существовании до сих пор только мыслями и остаются. Боян ведь был вещим (не только мудрым, но прозорливым и способным предвидеть будущее), поэтому не исключено, что он намеренно оставил нам эту загадку.

 

Использована иллюстрация к сказке Г. Скребицкого «Белочка-хлопотунья»      

 

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Капитан Карафуто, 22 апреля 2016, в 08:31 +7
Комментарии
Написано 22 апреля 2016, в 09:36
Интересно..я люблю вот такие поиски истоков..спасибо
+2
Написано 22 апреля 2016, в 11:29
Уууххх тыыы!!! Как интересно! А это ваше исследование?
+1
Написано 22 апреля 2016, в 11:37 Отредактировано 22 апреля 2016, в 11:37
На_таких_не_женятся, )) текст, конечно, моего авторства. Но открытие принадлежит не мне. Я просто обратила внимание и сопоставила факты (фрагмент в литературном памятнике, толкование в словарях и др.). Когда стала читать научную литературу, оказалось, этот вопрос уже давно волнует исследователей.
+2
Написано 22 апреля 2016, в 13:37
Captain_Karafuto, спасибо.очень интересный вопрос
0
Написано 22 апреля 2016, в 22:35
Не все так просто. А. Н. Майков („Сл. о п. Иг.“. Несколько предварительных замечаний об этом памятнике. — „Заря“, 1870, январь, стр. 127): „По всей вероятности, певец тут имел в виду то мифическое дерево, которое по преданиям всех арийских народов росло в царстве богов, на верху небесного свода, ветвями вниз. По скандинавским сагам, по этому дереву бегала с земли на небо белка (молния), принося Одину вести из сего мира. ...
0
Написано 23 апреля 2016, в 09:55
Андрей Кузьмин, в древнерусской литературе вообще всё непросто. Уверена, при желании Вы могли бы найти ещё немалое количество занятных наблюдений среди исследователей и поделиться ими здесь с читателями.
0
Написано 23 апреля 2016, в 10:32
Captain_Karafuto, Желания нет в древнерусскую литературу углубляться. Не мой профиль или, как, говорят нынче - формат. Меня больше восприятие читателями современных понятий - рынок, экономика, демократия, русская цивилизация, Сталин, СРП - интересует. В вашей теме я просто зашел на сайт Академического словаря и посмотрел, что авторитеты по этому вопросу пишут.
0
Написано 22 апреля 2016, в 22:40
Н. В. Шарлемань (Заметка к тексту „Раст?кашется мыслію по древу“ в Сл. о п. Иг. — ТОДРЛ, т. XIV. М. — Л., 1958, стр. 42): „Мы склонны под «мысленным древом» «Слова» понимать не гусли, а южную лютню. Название этого струнного щипкового музыкального инструмента в переводе с арабского языка буквально значит «дерево». Лютня из древнего Египта попала в Финикию, Малую Азию, Иран, Аравию, в арабские страны, на Кавказ, к славянским народам Балканского полуострова и в места, прилегающие к Черному морю. Если вспомнить, что на стенописи южной башни Софии Киевской изображен играющий на лютнеподобном инструменте ... то можно предположить, что «мысленно древо» ... была лютня, впоследствии превратившаяся в бандуру или кобзу“.
0
Написано 22 апреля 2016, в 22:43
М. Г. Халанский (Южнославянские сказания о кралевиче Марке в связи с произведениями русского былевого эпоса, ч. 2. Варшава, 1894, стр. 216—217): „Музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого древне-северо-германские певцы сказывали свои песни, арфа, в англосаксонской поэзии называется деревом веселия (gomenvudu)... В несомненной связи с этой метафорой стоит следующий образ Слова о п. Игореве: ... «растекашеться (так!) мыслию по древу» и ниже «скача, славию, по мыслену древу»... «Мыслено древо» или просто «древо» в данном месте Слова о п. Игореве значит то же, что gomenvudu ... северной поэзии: арфа, у нас гусли...
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Георгиевские кандзаси
Георгиевские кандзаси
Любимая буква МА
Любимая буква МА