Добрались до "Одиночество в Макондо"

Добрались до "Одиночество в Макондо"

Наверное, в жизни каждого читающего человека была книга, которую он не мог осилить с первого раза. Вот берешь ты в руку издание, начинаешь читать и хочешь читать дальше, а дальше читать не получается, листаешь страницы, просматриваешь абзацы, в итоге закрываешь книгу и ставишь обратно на полку. Когда кто-нибудь начинает говорить о произведении, восхищаться или ругать, ты вспоминаешь о своем желании и пытаешься прочитать снова. Но и вторая попытка не всегда заканчивается успехом, герои путаются, сюжет теряется, и ты вновь бросаешь читать, оставляя книгу до лучших времен. До некоторых из таких книг просто нужно дорасти,обрести жизненный опыт, необходимый для ее понимания. Так у меня, например, было с "Метелью" Пушкина, всю красоту которой я поняла уже в старших классах, просто перечитывая ее однажды в догонку к заданной "Пиковой даме". А "Тихий Дон" я вообще пыталась прочитать три раза: я знала содержание романа, я могла дать характеристику всем его героям, могла говорить о культурном пласте в романе, но прочитать его от и до не могла долго, буквально до момента, когда нужно было в лучших чертах преподнести роман на занятиях уже моим студентам.

Но самой тяжелой книгой для меня до недавнего времени был знаменитый роман Маркеса "Сто лет одиночества". Это книга, о которой написаны тысячи рецензий, сказаны миллионы слов, притягивала к себе переплетением неординарности и вечных проблем человечества, но в то же время долго отталкивала меня как читателя, пытающегося погрузиться в сюжет.

Именно по причине непонятного для меня самой неприятия текста я не решилась пойти на премьеру спектакля по этой книге под названием "Одиночество в Макондо", которое состоялось в Сахалинском театре кукол еще в марте 2016 года. После, прочитав отзывы и услышав впечатления, знакомых, которые были весьма противоположными, я все-таки взялась за книгу и, о боже, она меня затянула. Какой-то барьер, который как будто удерживал меня ранее, был сломан, я окунулась в текст с головой и прочитала его на одном дыхании, а потом еще долго ходила под впечатлением. 

Очередная постановка "Одиночество в Макондо" в минувшую субботу 3 декабря 2016 года была для меня подарком: после прочтения я безумно хотела увидеть представленные мною образы героев, сравнить их с теми, что показал режиссер, и, конечно, же проверить, измениться ли мое понимание романа после увиденного.

И постановка действительно вызвала море эмоций, желание мыслить, а потом обсуждать, делиться впечатлениями. А еще она вызвала огромное желание обнять своих близких и, вдохнув их запах, насладиться моментом единения и покоя в твоей собственной семье.

Спектакль начался еще до того, как на сцене появились актеры. Всех зрителей встречала собака Бабака, которая радовалась появлению людей и провожала их взглядом, полным преданности и в то же время тоски. Здесь стоит отметить бесподобную игру актрисы Маргариты Петровой, которая своей ролью собаки, появляющейся в кульминационные моменты спектакля, заставляла зрителя обратить особое внимание на происходящее на сцене именно в этот момент. Собака в спектакле - символ одиночества, она бросается от одного члена семьи, к другому, ластиться, пытается помочь, но часто ее просто не замечают.  Она пытается связать родных, но остается непонятой. При всей своей масштабности большая семья одинока, каждый в ней как атом находиться в вечном беспрерывном движении по собственной траектории, которая не пересекается с путем следования другого родственника. И чем старше становятся дети, чем больше времени проходит, тем больше становится расстояние между их путями.

Я думала, что не смогу угадать героев романа или их образы, представленные на сцене, будут совсем иными, нежели те, что возникали в моем сознании. Но нет, при всей сложности имен, большом количестве действующих лиц, все стало понятным с самого начала.

История начинается с отношений между Хосе Аркадио Буэндиа и его двоюродной сестрой Урсулой, которые росли вместе в старом посёлке и много раз слышали о своём дяде, имевшем свиной хвостик. Селяне прокляли их и обещали, что и у детей Урсулы вырастит этот самый хвост. Эта легенда рассказана со сцены в сокращенном варианте при помощи цветных фигур за ширмой.

Далее ширма раскрывается, и зрителя будто впускают в некое личное пространство, с нами делятся историей жизни: зритель видит Урсулу и Хосе спустя долгое время. Они ушли из поселка в поисках новой жизни, с ними ушли и некоторые другие люди. Урсула за годы скитания по горам родила двух сыновей и была вновь беременна. С этого момента начинается рассказ о жизни первого поколения рода Буэндиа. Несмотря на любовь Урсулы к мужу и детям, энтузиазм Хосе, который смог организовать новое поселение, превратившееся в город, несмотря на общее согласие между жителями, Одиночество уже тогда приближается к ним.  Ведь люди ушли далеко и создали Макондо, одинокое и отделённое от современного ему мира, оно живёт в ожидании визитов цыган, привозящих с собой новые изобретения, живет в забвении.

Их род был обречен на одиночество, на несчастья, причинами которого становится их собственные поступки. В постановке прекрасно показаны все пороки, которые разрушили семью изнутри: ненависть, предательство, пьянство, измена, похоть.

Особенного внимания здесь заслуживает сцена единения Хосе Аркадия Второго и Ребеки, которые возвысились над другими, над правилами, моралью, нравственностью, над уважением в своем безумстве страсти.

Каждый из героев проживает на сцене свою отдельную жизнь и умирает в одиночестве, мучаясь, страдая и крича. В моменты, когда герои буквально тащили себя своими же поступками к вечному одиночеству, хотелось буквально вскочить с места и вскрикнуть: "Что же вы делаете, семья! Чего же вы не можете жить в мире! Прекратите!"

На сцене, как впрочем и в произведении, фантастические события преподносятся через обыденность, через ситуации, которые для персонажей не являются аномальными.  Например, это сцена вознесения на небеса малышки Ремедиос, во время которой у меня бежали мурашки по коже. Или это многочисленные пророчества Мелькиадеса, появление умерших персонажей, с которыми говорят еще живые, у которых просят прощения, осознавая, что решили сделать это слишком поздно. Это необычные предметы, привозимые цыганами (магнит, лупа, лёд)… Все они переплетаются с реальными событиями и буквально говорят, что в этой жизни возможны самые невероятные события, что каждый из нас должен ценить жизнь.

А какая экспрессия была всего в  минутной сцене войны, ворвавшейся в Макондо, и каким бессилием веяли попытки Урсулы уберечь свой дом! Любая мать будет пытаться защитить детей до последнего, сколько бы лет этим детям не было.

Постепенно героев на сцене становится все меньше и меньше, вот Урсула остается с Амарантой. Ее младший сын возвращается с войны, но, как оказалось, всего на минуту, и эта минута - самая страшная для матери. В ее сыне, который отныне просит называть себя полковник Аурелиано Буэндиа более всего из ее детей заметна боль, которую преподносит ему внутреннее одиночество: он не способен выражать свою любовь, и это заставляет его уходить на войну.

Многолюдие на сцене в итоге сменяется страшным одиночеством матери, потерявшей всех. Ее монолог заставляет задуматься о мимолетности бытия и призывает ценить каждый ее момент, помнить моменты счастья и радости и любить своих родных, пока все они рядом. 

В конце спектакля, как в произведении с кольцевой композицией, мы вновь увидели одинокую собаку, которая также как и в начале, выбежала в зал, но теперь ее терзания усилили восприятие пьесы втроекратно.

Конечно же, режиссер не показал на сцене историю внуков рода, он изменил историю жизни некоторых персонажей, но от этого постановка только выиграла. Очень стоящий спектакль...

Теперь у меня возникло желание перечитать "Сто лет одиночества" еще раз...

 

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Катерина Раченко, 6 декабря 2016, в 01:03 +12
Комментарии
Написано 6 декабря 2016, в 08:01
Спасибо за бОлг "Добрались до "Одиночество в Макондо""!!!
С большим удовольствием прочла...


Вы правы,
написав: "Наверное, в жизни каждого читающего человека была книга, которую он не мог осилить с первого раза.".
Подобное произошло со мной при чтении "Война и мир" Толстого
+2
Написано 6 декабря 2016, в 08:40
Теперь и мне захотелось посмотреть этот спектакль и прочесть книгу. Спасибо!
+3
Написано 6 декабря 2016, в 10:32
Спасибо! Расстрогалась...
После такого отзыва сходим обязательно!
+4
Написано 6 декабря 2016, в 17:26
ritupe, сходите, не пожалеете, необычный спектакль. Муж был в первый раз в нашем театре кукол, сказал, что очень понравилась игра актеров и необычная подача и смысл произведения понял только по спектаклю, так как не читал роман
+2
Написано 6 декабря 2016, в 11:56
Катерина, спасибо за такой содержательный отзыв! Я читала "Сто лет одиночества" в институте (на каком там курсе его проходят), но тогда книга не произвела на меня особого впечатления. После вашего отзыва захотелось перечитать:)
0
Написано 6 декабря 2016, в 17:24
Coralina, курсе на четвертом, я тогда в первый раз пыталась как раз прочитать. Всегда пожалуйста)
0
Написано 6 декабря 2016, в 19:14
Да, спектакль замечательный! Я испытала те же эмоции, что и вы. Писала, помнится, отзыв по весне. И еще раз с удовольствием освежила воспоминания.
+2
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
"Лисистрата": война или любовь
"Лисистрата": война или любовь
"Единственной маме на свете"
"Единственной маме на свете"