Лабораторные показы эскизов спектаклей в Чехов-центре. О войне как о войне

Лабораторные показы эскизов спектаклей в Чехов-центре. О войне как о войне

В рамках III Дальневосточного театрального форума в Чехов-центре 3 ноября прошла традиционная режиссёрская лаборатория. Особенности этого проекта под названием "POST ЧЕХОВ" в том, что молодые режиссёры имеют возможность подготовить в нашем театре за несколько дней эскизы своих спектаклей с общей идеей рождения "нового человека", и какой-то из этих эскизов по результатам голосования участников лаборатории может быть доработан до полноценного спектакля и войти в репертуар Чехов-центра.

Талгат Баталов и Олег Лоевский

Одной из показанных работ стали "Рассказы", поставленные московским режиссёром  Талгатом Баталовым по произведениям Всеволода Гаршина. Тема работы - война. От русско-турецкой, через Афган, Чечню и до "последних боевых действий". Все пришедшие в малый зал театра стали участниками ток-шоу.

Рассказы Гаршина. Ток-шоу о войне.

А точнее - эксперимента. Зритель, знакомый с творчеством Талгата Баталова, работающего в Москве в театре документальной пьесы, должен быть всегда готов к шоку. И в этот раз режиссёр бил в упор из всех орудий, используя и технику verbatim; и звук-гул, от которого к концу спектакля раскалывалась голова; и контраст телевизионности шоу и настоящести его героев (Александра Ли, Антона Ещиганова, Ильи Романова и Андрея Волколупа);

Герои Рассказов Гаршина в постановке Талгата Баталова.

и зачитываемые одним из действующих лиц в исполнении Виктора Крахмалёва трагичные и натуралистичные гаршинские отрывки;

и хождение героев в зал...

Талгат Баталов. Рассказы Гаршина.

Собрались на лабораторный просмотр люди не случайные. И даже среди них оказалось немало тех, кто из Гаршина читал лишь "Лягушку-путешественницу". Девять актёров Чехов-центра под руководством Талгата Баталова бьющими в глаза красным цветом и камуфляжем нарисовали картину мира, которому никогда не жилось и не живётся, к сожалению, без войн.

Рассказы Гаршина о войне

Ни во второй половине XIX века, когда об испытанных ужасах писал, как выяснилось, ушедший добровольцем на фронт Гаршин. Ни сейчас. Когда живого материала для подготовки эскиза - историй солдат, посланных воевать - хоть засобирайся. А порог восприимчивости общества, похоже, стремительно снижается, заставляя деятелей искусств изобретать всё новые методы нагнетания эмоционального накала.

Рассказы Гаршина. Ток-шоу о войне.

Ток-шоу о войне, журналюга-ведущая которого (Ирина Звягинцева) вызывала даже у присутствовавших на показе представителей прессы желание сказать: "Как я ненавижу журналистов!"

Журналюга-ведущая в Рассказах Гаршина

Калашниковская премия мира. "Аниматоры", с надрывом читавшие наивные стихи солдатской мамы (Татьяна Максимова): "Стреляешь, сыночек? Ну как там успехи? Попал хоть разочек?" Отмывание денег в тазу. Этакий клоун-петрушка Андрюша (Андрей Васильев).

Андрей Васильев в Рассказах Гаршина

Царь в исполнении Заслуженного артиста РФ Андрея Кошелева.

Андрей Кошелев - царь в Рассказах Гаршина

Авторы решили, что из всего этого вместе можно сделать зрелище.

И здесь необходимо, думаю, помнить о нескольких важных моментах. Во-первых, восприятия театральных критиков и простого зрителя отличаются. Когда эскиз смотрят как предмет для разбора приглашённые в театральную лабораторию искушённые и порой склонные к демагогии гости - это одно. И совсем другое увидит в работе обычный неподготовленный зритель с открытым сердцем, купивший билет в театр. Думаю, работникам культуры стоит оставлять некий выбор за потребителями своих продуктов. Не всякий зритель выдержит такой накал страстей, какой задаёт в "Рассказах" Талгат Баталов. Маме своей я, скажем, спектакль, если он родится по этому эскизу, не порекомендовала бы. У некоторых на просмотре поднялось давление. Постановка из тех, что требуют специальных пометок в афишах и анонсах. С другой стороны, и зрителю, конечно, стоит обдуманно подходить к выбору произведений для просмотра и готовиться к походам в театр.

Тема войны вообще требует очень внимательного к себе отношения. Не спекулировать, не превратиться в циников, не выработать иммунитет. Не пережать с испытанием зрителя на выдержку и восприимчивость.  И не допускает она ни ноты фальши. Жаль, но наряду с тем, что меня, например, массированная атака эскиза поразила в самое сердце, и кто-то в зале плакал, были и те, кто ждал конца показа, скучая. Третьим увиделся в постановке один сплошной стёб, и даже кощунство. Ответственное это дело - говорить с людьми о войне языком искусства.

Автор: Irina, 5 ноября 2015, в 07:59 +6
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Отдаю свой зрительский голос за "Собачье сердце"
Отдаю свой зрительский голос за "Собачье сердце"
Музыкальные игры. Венский филармонический Штраус оркестр
Музыкальные игры. Венский филармонический Штраус оркестр