Край света. Восток: "Война Анны"
В 2014 году несколько английских ученых затеяли эксперимент, в ходе которого группа из десяти человек разного пола, возраста, достатка и уровня знаний были заперты на неопределенный срок каждый в отдельной комнате без возможности общения. В комнате были созданы все условияд ля проживания: запас еды, кухонная зона, зона сна, в качестве развлечения были предложены книги, бумага и ручки. Люди могли читать, сочинять, говорить сами с собой. Но они не могли посмотреть телевизор, выйти в интернет, отправить письма, поговорить по телефону, и главное - поговорить с кем-то вживую. Эксперимент был произведен для доказательства необходимости живого общения даже в условиях современного мира. По итогу у части экспериментируемых к концу исследования были обнаружены психологические отклонения разной степени, другая часть отказалась от участия в эксперименте спустя 20-30 дней. Взрослые, здоровые люди стали буквально сходить с ума от одиночества, от отсутствия возможности поговорить тет-а-тет, посмотреть в глаза собеседнику, узнать, как дела у их родных...
А теперь представим, что вместо взрослого на их месте оказался ребенок лет семи. А если это никакая не специальная комната,а старый камин? А если прервать эксперимент нельзя? А если за окном не суетная, но мирная жизнь, а страшная война?
Такую картину представил вчера на фестивале "Край света. Восток" русский режиссер из Екатеринбурга Алексей Федорченко, известный по работе "Овсянки".
Фильм повествует о маленькой девочке Анне, еврейке, которой удалось чудом выжить после расстрела. Нашедшая девочку украинская семья отводит ее в военную комендатуру, разместившуюся в бывшей школе. Территория оккупирована немцами - их могут наказать. Девочка вырывается и прячется в камине, где и проводит то ли месяцы, то ли целые годы в одиночестве, выходя из своего убежища только ночью.
Сам автор заявил, что идея фильма пришла ему после прочтения на просторах интернета маленького рассказа, главная героиня которого провела всю войну, прячась в огромном камине. Рассказ значился как документальный, но Федорченко не рискнул указать в начале фильма, что он основан на реальных событиях. Это его собственный взгляд.
Картина очень необычная, неформатная для кино на больших экранах.
Во-первых, здесь всего одна героиня. Она маленькая, с чертовски выразительными глазами девочка лет семи.
Во-вторых, у героини этой почти нет слов. Она лишь однажды тихо, почти шепотом позовет кошку: "Кис-кис-кис" и один раз позволит себе громко заплакать. Даже имя ее зритель узнает только из заголовка, ребенка никто ни разу не позовет, ведь о ее местонахождении, да и о том, что она жива никто не знает.
А имя ее - Анна. И оно, как мне показалось, выбрано не случайно. Помните "Дневники Анны Франк", девочки такого же возраста, которая выступила против холокоста, нацизма и войны в целом.
В-третьих, в фильме почти нет сюжета. Это набор сцен, чередующихся с мраком экрана - теменью камина. Непонятно, проходят недели, месяцы или годы. Но все это время Анна наблюдает за жизнью через обратную сторону зеркала на камине и пытается сохранить жизнь.
Она смогла выжить после расстрела, она успела убежать и спрятаться, и теперь она всеми силами старается сохранить, кажется подаренную судьбой жизнь.
С одной стороны, Анна - не по годам сильный по духу и умный ребенок. Она обладает багажом знаний, которые помогают ей сейчас. Она знает, что спирт горит, она может завязать себе портянки, разделать крысу и чучело волка, поймать и пожарить голубей. В голове зрителя сразу мелькают мысли: другое время, другое воспитание, другие дети. Моя старшая дочь примерно такого же возраста как главная героиня, но я и представить себе не могу, что такой маленький ребенок может поймать, разделать и пожарить себе голубя.
Недаром, военная комендатура - бывшая школа. Автор медленно, с остановками, показывает каждый кабинет и его наполняющие: пробирки с заспиртованными жабами змеями, чучела животных, скелеты, гербарии, бюсты известных людей, инструменты для проведения опытов. В современной школе такое не встретишь... А это сельская школа 72 года назад. Образование было гораздо шире, оно учило жизни, давало общие знания, которые могли бы пригодиться в разных ситуациях.
С другой стороны, Анна - всего лишь маленький беззащитный ребенок. Ей хочется играть. Безумна трагична и в тоже время трогательна сцена, когда девочка расчесывает гипсовую голову, принесенную из какого-то кабинета, а потом в первую очередь берет ее с собой во время неудачной попытки побега.
В том, что Анна смотрит на мир с обратной стороны через зеркало, в том,как она смотрит на все, высоко задрав голову, угадывается Алиса в Зазеркалье. Ее убежище - то самое Зазеркалье, а школа - сказочное царство, в котором даже умный кот есть.
Особый в этом фильме и звук. Это, как правило, тишина, нарушаемая лишь стуком каблуков сапожек маленькой девчушки. Звук одиночества...
Это очень сильный и запоминающийся фильм, уникальный и в то же время поднимаемый вечную тему.
Анна молчит. Но ее мужественное молчание вместо крика и плача заставляет смотреть на экран не отрываясь. Она молчит за тысячи детей, погибших во время ВОВ, детей плач которых не был услышан. Она не просто живет в убежище во время войны, она ведет свою тихую войну, она бросила вызов врагам и она обязана выжить, сохранив в себе лучшие качества и любовь к Родине. Она верит в Победу, с яростью вкалывая все флажки с окупированных территорий и выставляя их на карту Германии. И Победа обязательно придет.
Главное фото взятое с сайта: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/128552/foto/779791/
Фото блога: Дмитрий Раченко
+7-962-125-15-15
Да.... Режиссёр - выдумщик......