Край света. Восток: "Бог есть, ее имя Петруния"

Край света. Восток: "Бог есть, ее имя Петруния"

Жизнь - это не любовный романчик. 

("Бог есть, ее имя Петруния")

В третий день фестиваля "Край света. Восток" показали фильм македонского режиссера Теоны Стругуар Митевски "Бог есть, ее имя Петруния". В создании ленты принимали участие сразу четыре страны: Македония, Бельгия, Хорватия и Словения. Отсюда может сразу возникнуть вопрос: "Какая тема сумела заинтересовать зрителей этих ныне совершенно разных постсоциалистических стран?

А тема это острая, сегодня популярная не только в данных странах, и определить ее можно,  дав название одной из статей УК РФ, а именно "Оскорбление чувств верующих".

Фильм основан на реальном случае. Не так давно в Македонии, в городе Штип, разгорелся скандал. Каждое Рождество там проходит крестный ход, в конце которого батюшка сбрасывает в реку крест. Сотни мужчин тут же бросаются в ледяную воду. Считается, что тому, кто достанет крест, целый год будет сопутствовать счастье. Ныряют одни мужчины, но в один год крест поймала женщина.

Эта история стала своеобразным прологом к истории жизни выдуманной режиссером молодой женщины с необычным именем Петруния.

Имя это выбрано не случайно. Так звали древнеримскую мученицу, которую уморили голодом, чтобы та не вышла замуж за своего избранника.

Центром работы становится тема взаимоотношений церковь - человек-закон. Митевски пытается доказать, что часто земные законы противоречат законам божьим. И, к сожалению, порой библейское "не убей" и "не укради" существует лишь на словах, а не в умах людей.

Много лет крест из воды вытаскивали мужчины. И вот объявилась смелая женщина.  Она победитель, и по традиции именно победителю достается сам крест. Но у Петрунии крест пытаются отобрать, да еще и обвинить в воровстве лишь потому, что она женщина.

Вмешавшаяся полиция  еще более оголяет несправедливость и даже абсурдность всей ситуации. Именно в участке будут сорваны все маски, зритель увидит истинное лицо людей, что прыгали в реку за крестом... Какофония звуков, плевки, драки, оскорбления... Смотрящий на экран отчетливо понимает, что разъяренной толпе сам крест и все те молитвы, что они совсем недавно шептали, нужны лишь как способ обратить на себя внимание, выделиться на фоне других. Это некий способ самолюбования, дань моде, подобные крещению ребенка, дабы запостить фоточки в инстаграм, а никак не следуя истинной вере. Разве верующий человек должен кричать о своей вере?

На фоне религиозной темы открывается и множество других, не менее важных. Это и взаимоотношение родителей и взрослых детей. Здесь оно показано далеко не с лучшей стороны. Кажется, что Петруния и ее мать ненавидят друг друга. Но стоит присмотреться получше, и мы понимаем, что такое отношение порождено массой нерешенных проблем, живущих в самих женщинах. Это чрезмерная прямолинейность и в тоже время гиперопека матери над взрослой дочерью, не дающей той и шагу ступить самостоятельно. А с другой стороны, инфантильность, живущая до поры до времени нерешительность и попытки пожалеть себя Петрунии. Ей 32 года. Она не так уж и молода, не так уж и красива. Она не имеет опыта работы. У нее нет мужа, нет детей. А главное - нет веры в себя (до того момента, как женщина бросилась за крестом). Порой возникало желание встряхнуть героиню, чтобы та хоть что-то начала делать.

Через разговоры с Петрунией или о ней весь фильм открываются все новые и новые проблемы современности: отсутствия взаимоуважения и взаимопомощи, отсутствия понимания между супругами в хорошей с виду семье, когда та самая ячейка общества по факту существует лишь на бумаге,  а в семьях, решивших расстаться никому не нужным оказывается совсем еще маленький ребенок, внезапно превратившийся из любимого дитя в обузу. Через Петрунию зритель узнает о дискриминации, о кризисе, о домогательствах начальства.

Это фильм о бесправности человека при наличии огромного числа прав и забот, записанных на бумаге. Это открытый посыл современности о том, что уже что-то пора менять, ведь не в Средневековье живем...

Автор: Катерина Раченко, 27 августа 2019, в 00:16 +4
Комментарии
Написано 28 августа 2019, в 10:42
Да уж, Бельгия такая же постсоветская страна, как Петруния бог.
0
Написано 29 августа 2019, в 09:19
Vladimir, а где написано, что Бельгия - постсоветская страна. Написано: "постсоциалистическая", её конституция имела черты, общие с социалистическими государствами.
А в данной работе режиссёра, называя Петрунию богом, автор показывает, что она в сложившейся ситуации ближе к пониманию сущности религии, к Богу, нежели те, кто кричит об этом.
0
Написано 29 августа 2019, в 12:55
Катерина Раченко, такое же словоблудие использует сатана. в итоге венчание "верующих" лесбиянок в церквях европы и т.п.
0
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Край света. Восток: драма "Ирина"
Край света. Восток: драма "Ирина"
"Край света. Восток": "Дылда"
"Край света. Восток": "Дылда"