«Плетеный Человек»: в краю крови и мёда

«Плетеный Человек»: в краю крови и мёда

На торрентах появился возможно главный фильма ужасов этого года — «Ведьма». Кинокартина Роберта Эггерса выполнена в редком на сегодняшний день субжанре фолк-хоррор (демоны, инквизиторы, лешие и бабки ёжки). Но сегодня мы поговорим про другое кино — очень плохое, но очень значимое для данного семейства страшилок.

 

«Не пытайтесь повторить это дома!». Никогда не задумывались о том, насколько часто нам приходилось сталкиваться с этой надписью? В рекламе, в роликах на YouTubе, нередко и в фильмах. Кто-то смело сможет сказать, что это предупреждение служит во имя благой цели удержать отважных идиотов от преодоления невозможного, дабы не покалечились. И будут правы! Но если посмотреть на фразу с другого угла, то её можно расшифровать как «никто не сможет это сделать круче нас, так что и не пытайтесь». 

Теперь пропустим все это сквозь призму кинопроизводства и узрим одну простую истину: Голливуд чхать хотел на все предупреждения и указания. Если в Азии или в Туманном Альбионе кто-то сделал что-то нереально крутое, то кудесники из Фабрики Грез кровь из носу, но попробуют доказать, что они могут не хуже (если уж не лучше). И забавно, что порой в свет выходят «Отступники», а порой — нечто вроде «Плетеного Человека». О последнем и пойдет речь, но сначала вернемся к истокам

Великобритания конца 60-ых — начала 70-ых годов 20 века. Родина «Битлс» и «Роллинг Стоунз» снова попала в руки консерваторов. А те, в свою очередь, начали взывать народ честной к истинным ценностям их общества, а именно «в институт брака вступай, семью создавай, детей рожай, Великобританию восхваляй». А все остальное, видите ли, от лукавого. Но это не помешало рождению нового поджанра хоррора, который был целиком и полностью построен на «чертовщине»: обрядах, ритуалах, культах и прочем жутком мистицизме. Он получил звучное название «фолк-хоррор» и большинство его представителей вышло из-под крыла легендарной студии Hammer Films. Это значит, что зрителей консервативной старушки Англии пугали всеми возможными способами, вплоть до демонстрации экстремального визуального насилия. Но в 1973 году Робин Харди и матёрый драматург Энтони Шэффер поменяли ход игры. Они написали сценарий к «Плетёному Человеку» (режиссурой которого занялся Харди) и тем самым внесли интеллектуальную составляющую в (казалось бы) низкий жанр, где балом правят дурачки в балахонах, да зомби время от времени забегают на огонек. 

Фильм обратил внимание на себя и на субжанр в целом. Правда, он стал настолько культовым, что затмил собой такие крутые вещи как «Великий Инквизитор» и «Обличье Сатаны», чем вызвал негодование у заядлых фанатов, но это уже мелочи. 

Суть в том, что фолк-хоррор стал интересен киноделам после «Плетёного Человека» как на исторической родине, так и вне её пределов (взять хотя бы «Детей Кукурузы» и «Ведьму из Блэр»). Но в какой-то момент он просто перестал подавать явные признаки жизни. Правда, по иронии судьбы, субжанр возродился благодаря ремейку фильма, который его же и популяризировал. И вышло…как вышло.

Ремейк «Плетёного Человека» является, пожалуй, одним из главных посмешищ от мира кино 21 века. Фильм, окончательно превративший Николаса Кейджа в подобие ходячего интернет-анекдота. Instant classic в жанре «настолько плохо, что даже хорошо». Но так ли он плох, как его малюют? Одно можно сказать точно: не все так просто, как кажется на первый взгляд. И если сравнить сюжетный конфликт из сценария Нила ЛаБута с тем, что был у Энтони Шэффера, то уморительный в своей убогости флик сразу же заиграет новыми красками. 

У Шэффера во главу угла поставлено противостояние христианства и языческих религий богов Солнца, Полей, Плодородия и прочего. Но среди них также выделяется религия секса. Причем секса как чего-то явно выходящего за рамки обычного физического контакта человека с человеком (пускай без него и не обошлось). Посредством этого создавался портрет морального разложения на крещеной английской земле, где молодым людям интереснее устраивать оргии на лужайке, нежели хранить свою невинность, молясь на коленях. Довольно провокационное кино для консерваторов.

Обычный пикник на Саммерайленде.
Кадр из фильма 1973 года.

Что касается матерого сексиста ЛаБута, то он мог снять фильм ужасов только о том, чего сам боится: о победившем феминизме как некой форме Ада. Причем его негодование по сему предмету сочится из-за всех щелей. Даже в именах женских персонажей, где одна сестра Бич (Beech бук, а не то, что вы подумали) способна дать фору всем. Ну и языческие религии тут лишь являются ширмой для единственно верного культа, который способны проповедовать эти злобные фурии культа гендерного превосходства женщин. А фаллические символы, коих было полно в оригинале и которые имели сексуальную подоплеку, теперь стали чем-то вроде грубого синонима слова «мужчина». 

Особенно смешно среди этого «Ада феминисток» смотрится раздражительный тугодум в исполнении Кейджа, который всем своим бытием пытается понять, почему женщины относятся к мужчинам как к трутням. Ей-богу, если дойдет до того, что мужчины начнут качать свои права на международном уровне, то нужно отправить Николаса Кейджа в качестве спикера. 

В любой непонятной ситуации Кейдж все равно сможет надеть костюм медведя и пойти заниматься тем, чем занимались мужчины миллионы лет назад — лупить женщин по лицу (ради большей реалистичности Кейдж был вынужден бить женщин в фильме по-настоящему). Но даже после такого агрессивного перехода в наступление печальный финал закономерен.

Охотник и альфа-самец становится добычей, а ЛаБут подводит нас к не утешающему выводу: Держитесь. Подальше. От женщин.

В перспективе, фильм с таким грозным антифеминистским подтекстом мог выйти реально жутким. Только вот одна из главных проблем (а их в достатке) ремейка в том, что ЛаБут пользуется дешевыми приемами запугать зрителя. Даже не в рамках субжанра, а именно в форме простого американского хоррора: дурацкие дрим-сиквенсы, скримеры один другого тупее, а в совокупности все это изобилие представляет собой один большой поток невнятных WTF-моментов.  

Вы можете лишить нас жизни, но никогда не лишите нашей Свободы!
Кадр из фильма 2006 года.

Оригинал же не старался выглядеть страшным и швырять в зрителя пугающими визуальными образами. 80% фильма — это смесь детектива с сюрреалистическим мюзиклом, где одна из самых пугающих сцен – эротический танец героини Бритт Экланд, ибо девушка так виляет задницей, что хоть экзорциста вызывай. А так, большую часть экранного времени мы видим «кайфующих» дядь и теть, поющих двусмысленные песенки (по стилю напоминающие Ирландский фолк с Кельтскими мотивами), хотя атмосфера паранойи все равно нависает над головой тяжелой тучей. Но паранойя здесь обусловлена предрассудками и страхом главного героя. Мало того, что он не понимает традиции «радушных» дикарей – он банально боится женщин. Ту самую демоническую, бесконечную натуру из сферы подсознательного, о которой писал еще Новалис.

Кадр из фильма 1973 года.

Да что там, в религии образ женщины нечистая колдунья, ведьма, даже жрица. Это морально распущенное существо, которому нет доступа в рай, настоящий черт, да еще и без юбки. Вот с ней-то сержант Гови и сталкивается. Весь его пройденный путь по этому «острову проклятых» — это прогулка за ручку со своими собственными кошмарами, которые его и приводят в огненную клетку, где он ожидает своей смерти в одиночестве. 
Тут сразу становится понятно, почему именно ЛаБут взялся за перезапуск «Плетёного человека». На лицо явная причинно-следственная связь: если у Шэффера юных девушек только учат, как стать ведьмой, то у ЛаБута женщины выглядят как самые что ни на есть фурии-пчеловоды. Создания, которые готовы в неглиже перепрыгивать через костерок, лишь бы забеременеть от огня, но не от мужчины. Но покуда феминистки не овладели способностью к партеногенезу, приходится довольствоваться тем, что есть. 
  
Ну а что Николай? Он боится женщин? Нет. Это-то и привело его к костру. Но подобно Фениксу, восставшему из пепла, он сгорел, чтобы возродиться в новой инкарнации. И он отомстит. Но это уже другая история.

Спасибо за внимание!
Больше и чаще я пишу здесь. 

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Самсон, 26 апреля 2016, в 20:12 +6
Комментарии
Написано 27 апреля 2016, в 00:27 Отредактированно 27 апреля 2016, в 00:27
Охотник и альфа-самец становится добычей...мдааа...
внемлите совету и держитесь подальше от женщин
+6
Написано 27 апреля 2016, в 00:53
На_таких_не_женятся, ага... И от торфяных болот (С)
+5
Написано 27 апреля 2016, в 01:15
НюНик_просто_Анна,
- Пропал Снуппи. Ушел на болота и не вернулся.(с)
+5
Написано 27 апреля 2016, в 09:54
Ох, я вчера "Ведьму" посмотрел как раз.
+4
Написано 27 апреля 2016, в 10:26
Это был самый долгий и нудный фильм с моим любимым Кейджем
+3
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Розыгрыш №10 ЗАКРЫТО!
Розыгрыш №10 ЗАКРЫТО!
Розыгрыш №9 ЗАКРЫТО!
Розыгрыш №9 ЗАКРЫТО!