100-летие со дня рождения Трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба

100-летие со дня рождения Трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба

100 лет назад, 8 июня 1920 года родился Иван Никитович Кожедуб — советский военачальник, Маршал авиации, лётчик-ас. Трижды Герой Советского Союза. Депутат Верховного Совета СССР. Народный депутат СССР Лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации стран антигитлеровской коалиции. 
Мастер наступательного поединка, в годы Великой Отечественной войны он выполнил 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв и сбил лично 62 вражеских самолёта. Но путь прославленного лётчика к звёздам состоял не только из побед.
 
Иван Никитович родился в многодетной крестьянской семье на Украине в деревне Ображиевке Черниговской губернии. Согласно официальной биографии он появился на свет 8 июня 1920 года, однако со слов самого лётчика известно, что истинная дата его рождения – 6 июля 1922 года. Он добавил себе два года, чтобы поступить после семилетки в техникум химической промышленности.
Обучаясь в техникуме, Иван записался в авиаклуб Осоавиахима. В то время в СССР был очень популярен лозунг «Молодёжь – на самолёт!».  Так с авиаклуба ОСОАВИАХИМа  он начал свой  путь в небо. В апреле 1939 года он совершил первый полёт на самолёте По-2. 
В 1940 году после призыва в ряды Красной Армии Иван Кожедуб получил направления  в Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. Которую блестяще закончил.   «Было бы можно, так кажется, и не вылезал бы из самолёта. Сама техника пилотирования, шлифовка фигур высшего пилотажа доставляли мне ни с чем не сравнимую радость»., вспоминал Иван Никитович.  Как и у его кумира Валерия Чкалова, у Кожедуба были проблемы со стрельбой.  А это очень важно для летчика-истребителя.  Но 
благодаря упорству и настойчивости всё-таки сумел добиться к концу учёбы хороших показателей по стрельбе из пулемёта и других видов оружия. Осенью 1940 года он успешно окончил авиашколу и как один из лучших курсантов был оставлен инструктором в учебном заведении.
С первых дней войны сержант Кожедуб предпринимает неоднократные попытки  перевестись в действующую армию, на фронт.  Но каждый раз получал отказ от  начальства: «Ваш долг – готовить пилотов для Красной Армии. Фронт несёт большие потери». В конце 1941 года училище перевели в Чимкент, в Казахстан. Только через год лётчик добился своего: его направили в распоряжение 240-го истребительного авиационного полка формирующейся 302-й истребительной авиадивизии. В марте 1943 года это соединение перебросили на Воронежский фронт.
Боевое крещение Иван Кожедуб  получил 26 марта 1943 года.  Полеты оказался крайне неудачным. Ещё на взлёте молодой лётчик потерял из виду своего ведущего, не сразу опознал самолёты противника, спутав их с нашими бомбардировщиками Пе-2. К тому же не заметил зашедший к нему сзади в атаку немецкий истребитель Ме-110. По возвращении на аэродром Кожедуб оказался в зоне огня своей же зенитной артиллерии.
Иван Никитович чудом остался жив: бронеспинка защитила от фугасного снаряда авиационной пушки, а ведь в ленте фугасный снаряд, как правило, через один чередовался с бронебойным...
В итоге его самолёт получил более 50 пробоин. С большим трудом он довёл его к месту базирования и совершил посадку. Судьба пилота могла быть завершена отстранением от полетов и списанием, но в него поверил и отстоял перед руководством командир авиаполка майор Солдатенко.
Иван Никитович полностью оправдал проявленное к себе доверие.  На Курской дуге 6 июля 1943 года, вступив в составе эскадрильи в схватку с 12 вражескими самолётами, молодой лётчик одерживает первую победу – сбивает пикировщик Ju-87. На другой день он сбивает еще  один самолет, а 9 июля, сразу два истребителя Ме-109. 
Кожедуб начал разрабатывать собственную тактику воздушного боя. Каждый вылет, каждый бой стал для него уроком, из которого он извлекал пользу. Он вел дневник, куда записывал свои размышления и расчёты.   После полетов он часами рисовал и дотошно разбирался в схемах воздушного боя, анализировал сильные и слабые стороны противника. Благодаря постоянной работе над  собой, Иван Никитович  быстро научился делать противозенитные манёвры, совершать короткие удары в вертикальной плоскости. 
В июне 1943 года младший лейтенант Кожедуб стал старшим лётчиком, затем командиром звена. 23 июля 1943 он был удостоен первой награды – ордена Боевого Красного Знамени. А в  августе получил звание лейтенанта и был назначен командиром эскадрильи. С каждым боевым вылетом росло его  лётное мастерство.  Особенно результативными оказались бои в небе Украины. С 1 по 12 августа 1943 года в ходе битвы за Днепр – одной из самых масштабных военных операций в мировой истории – ему удалось сбить 14 самолётов противника. Такого успеха в советской истребительной авиации  еще не знали.
30 сентября, прикрывая переправы через реку, Иван Кожедуб по стечению обстоятельств остался один и вынужден был в одиночку отражать налёт 18 Ju-87. Бомбардировщики люфтваффе приступили к пикированию, а некоторые из них даже успели сбросить бомбы. Атаковав самолёты с высоты 3500 метров, Кожедуб ворвался в боевые порядки противника и неожиданными и резкими манёврами строй врага. Юнкерсы прекратили бомбёжку и встали в оборонительный круг. Хотя в баках истребителя оставалось мало топлива, советский лётчик предпринял ещё одну атаку и расстрелял снизу в упор одну из вражеских машин, что вынудило остальных вражеских бомбардировщиков покинуть  поле боя.
 2 октября 1943 года, когда Иван Кожедуб  лично уничтожил три юнкерса и один мессершмитт. Это был для него самый удачный  воздушный бой.
4 февраля 1944 года старшему лейтенанту Ивану Никитовичу Кожедубу,  было присвоено звание Героя Советского Союза. На его счету было уже 20 сбитых немецких сомолетов.  А через несколько месяцев ему торжественно передали новый истребитель Ла-5ФН – именной самолёт, построенный на личные сбережения пчеловода Василия Конева из колхоза «Большевик» Сталинградской области. Машина носила имя односельчанина и однофамильца Конева – командира 21-го гвардейского истребительного авиаполка Героя Советского Союза гвардии подполковника Георгия Николаевича Конева, погибшего в неравном воздушном бою в декабре 1942 года. На этом самолёте за семь дней боёв в небе Румынии Кожедуб сбил восемь вражеских машин.
В августе 1944-го Иван Никитович был удостоен второй Звезды Героя, получил воинское звание капитан и назначение на должность заместителя командира 176-го гвардейского полка. К январю 1945 года Кожедуб  сбил 48 самолётов противника. 
В середине февраля 1945 года в бою над Одером Иван Никитович одним из первых в мире уничтожил новейший реактивный истребитель-бомбардировщик люфтваффе Me-262.
В небе над Берлином Иван  Кожедуб вынужден был вступить в бой с двумя американскими истребителями Ф-51 «Мустанг», которые по ошибке его , но были немедленно сбиты при отражении атаки.
Третью медаль «Золотая Звезда» гвардии майор Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах Великой Отечественной войны, доведя  количество сбитых немецких самолетов до  62. Став самым результативным лётчиком-истребителем в авиации не только СССР, но и стран антигитлеровской коалиции.
В 1949 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского, где обучался на командном факультете, получил «отлично» за дипломную работу. Во время учёбы Кожедуб освоил управление реактивным самолётом Як-17.
После выпуска его назначили на должность комдива под Баку, но по распоряжению Сталина был оставлен  под Москвой, в Кубинке, заместителем, а затем и командиром 324-й истребительной авиационной дивизии. В числе первых это соединение было вооружено новыми реактивными самолётами МиГ-15. В конце 1950 года дивизию передислоцировали на Дальний Восток, где трижды Герою Кожедубу предстояло принять участие в войне на Клрейском полуострове. 
С осени 1950 года советские лётчики-истребители, базировавшиеся на территории Северо-Восточного Китая, начали прикрывать города и объекты на территории КНДР от американской авиации. Был сформирован 64-й истребительный корпус, куда вошла 324-я истребительная авиадивизия полковника Кожедуба. Самому Ивану Никитовичу командование категорически запретило подниматься в воздух и участвовать в боях: на него была возложена не менее сложная задача руководства воздушными боями и огромная ответственность за вверенных ему людей и технику. Большую работу Иван Никитович проводил и с корейскими пилотами, уровень подготовки которых был очень низким.
До появления советской авиации американцы безраздельно хозяйничали в небе Кореи. Но время безнаказанных бомбардировок корейских городов закончилось. Всего с марта 1951 по февраль 1952 года дивизия Кожедуба одержала 215 побед, потеряв 29 самолётов и 10 лётчиков. Это была одна из ярчайших страниц боевого применения реактивной авиации в истории советских ВВС.
По завершению войны в Корее генерал-майор Кожедуб  проходит учебу в  Высшей военной академии Генерального штаба. В 1962 году он назначается Командующим  76-й воздушной армией. Затем проходил службу в центральном аппарате ВВС. В 1970 году ему было присвоено звание генерал-полковника.  В 1978-м Иван Никитович был включен  в состав Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1985 году ему было присвоено высшее воинское звание -маршал авиации.
Последние годы жизни Иван Никитович тяжело болел. Он умер  от сердечного приступа 8 августа 1991 года.
Имя легендарного аса золотыми буквами вписано в историю отечественной авиации, а судьба Героя служит всегда будет служить примерам для  миллионов наших соотечественников. Иван Кожедуб по-прежнему остаётся примером для тех, кто хочет покорять небо, стать таким же, как и он, прославленным  асом страны.
( В публикации использованы материалы статьи Марины Елисеевой, газета «Красная Звезда», материалы  ДОСААФ России, находящиеся в открытом доступе)
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Андрей Юрьевич, 8 июня 2020, в 10:02 +2
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Чтобы помнили. Легендарный Командарм Михаил Ефимович Катуков
Чтобы помнили. Легендарный Командарм Михаил Ефимович Катуков
ИСТИННЫЙ ОБРАЗ НАШЕГО «Я»
ИСТИННЫЙ ОБРАЗ НАШЕГО «Я»