Православный календарь огородника

Православный календарь огородника

Всякому овощу свое время

Народная поговорка

Здесь приводиться лишь наиболее важные церковные праздники (двунадесятые, великие) и дни памяти святых, так или иначе связанных с сельскохозяйственной деятельностью человека, те даты, которые хранят опыт поколений, кроме того, в настоящем календаре даны современные рекомендации по срокам проведения сельскохозяйственных работ на основе данных агротехники и результатов их практического применения. 

На Руси в древности славянский новый год отмечался 6 мая (23 апреля по старому стилю) по языческим народным верованиям этот день соответствовал дню сотворения мира.

После принятия христианства на Русь пришел юлианский календарь.Он представлял собой календарь солнечного года, разработанный в глубокой древности египетскими жрецами, реформированный и принятый в Римской империи по приказу императора Юлия Цезаря в 46 г. До Р.Х. название некоторых месяцев этого календаря были посвящены языческим римским богам и римским императорам. Так, январь – месяц, посвященный Януарию, или Янусу, — двуликому божеству, покровителю входов и выходов, начала и конца; июнь посвящался богине- матери Юноне – покровительнице матерей, семейного очага и плодородия земли, июль – Юлию Цезарю, август – Октавину Августу. Число дней в году полагалось равным 365,25

Со времени принятия Русью христианства славянские названия месяцев – просинец, травень, цветень, серпень и др. – были заменены на латинские — январь, июнь, сентябрь и т.д. Был приняты мартовский стиль летосчиления, т. е. новый год стал начинаться 1 марта- месяц празднования Пасхи. Март считался 1 месяцем в году.

Церковный год начинался с со дня Светлого Христова Воскресения и делился на три периода – от Пасхи до Троицы (когда богослужение проводятся согласно особой книги – Цветной Триоди), от Троицы до Великого поста (период рядового богослужения) и период Великого поста (богослужения совершаются по Постной Триоди).

Реформу календаря провели при Иоанне 3. С 1492 г. Начало церковного и гражданского года стали считать с сентября, а март был по счету уже седьмым. Это связано с библейским рассказом о сотворении мира. Считалось, что Бог создал мир в сентябре, так как уже были зрелые плоды на деревьях, которые могли пробовать первые люди Адам и Ева. Отсюда идеи русская традиция угощать зрелыми яблоками в день нового года. Сентябрь также был удобен и с хозяйственной точки зрения он соответствовал окончанию основных полевых работ, подведению итогов сельскохозяйственного года. Счёт лет начинался от вычисленной на основе библейских текстов дата сотворения мира.

В 1699 году Петр Первый издал указ “О писании впредь генваря с 1-го числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира”, в котором повелел считать новый год не с 1 сентября, а по-европейски —  с 1 января. Счет годам стали вести от Рождества Христова.

С течением времени после многочисленных астрономических наблюдений и вычислений в Западной Европе было замечено, что длительность астрономического года немного меньше длительности, принятой в юлианском календаре. В силу этого астрономическая дата весеннего равноденствия немного смещается относительно принятой в юлианском календаре даты. Поскольку с астрономическим днем равноденствия связаны природные фенологические фазы, а следовательно, и сроки сельскохозяйственных робот, то происходил соответствующий сдвиг и этих сроков. К 16 веку разница была уже заметной и составляла 10 суток. По повелению римского папы Григория 13 в 1582 году была принята реформа календаря, направленная на то, чтобы уравнять церковный год с астрономическим. Так появился григорианский календарь, “новый “стиль. Постепенно он был принят всеми государствами Западной Европы. В 1918 г. В России в качестве гражданского был введен григорианский календарь, “новый” стиль.

Православная Церковь следуя каноническим правилом расчета Пасхалии, разработанным святыми отцами и принятым на Вселенских Соборах, сохранила юлианский календарь для определения церковных праздников.

С каждым днем в церковном православном календаре связывается память многих святых, воспоминание о значимых в духовном плане событий. Русский народ на основании многолетнего опыта отмечал в календаре важные фазы фенологического состояния природы, наиболее благоприятные даты для проведения различных сельскохозяйственных работ. Обладание такой информацией было совершенно необходимо для человека, жизнь которого завесила от собранного урожая. Постепенно в народе два календаря — церковный и хозяйственный – тесно переплелись. Сейчас накопительная веками крестьянская мудрость представляет собой несомненную ценность. Учет ее может помочь повысить отдачу земли. Современным земледельцам есть чему поучиться у народа, привыкшего жить в согласии с природой, со всем Божьим миром. Однако применение народных знаний должно быть критичным. При определении благоприятных сроков по народному календарю следует делать поправку на особенности года и местность. Для разных регионов существовали значительные различия в народном календаре. Здесь приводиться в основном для средней полосы России. Следует иметь в виду, что фенологические фазы с течением времени смещаются относительно юлианского календаря (старого стиля), так как они определяются солнечным циклом, движущимся в соответствии с григорианским календарем, поэтому сейчас оптимальные сроки наступают несколько раньше, чем столетия назад. Чтобы правильно ориентироваться в народном календаре, целесообразно сравнивать отраженные в нем фенологические наблюдения с конкретными условиями текущего года и по ним скорректировать предлагаемые рекомендации. По смещению фенологических фаз относительно средних сроков судить о фенологическом времени года —  о ранней или поздней весне, лете, осени и т. д.

Здесь приводиться лишь наиболее важные церковные праздники (двунадесятые, великие) и дни памяти святых, так или иначе связанных с сельскохозяйственной деятельностью человека, те даты, которые хранят опыт поколений, кроме того, в настоящем календаре даны современные рекомендации по срокам проведения сельскохозяйственных работ на основе данных агротехники и результатов их практического применения.  

О.А. Кузенков, Г.В. Кузенкова.

МАРТ

2 марта.  День памяти великомученика Феодора Тирона. Будучи воином, он отказался принести жертву идолам, за что его бросили в темницу на голодную смерть. Сожжен на костре за веру Христову (306)

Федор Тирон, по церковному учению, имеет особую благодать оказывать помощь в отыскании украденных вещей.

5-10 марта – оптимальный срок посева семян на рассаду помидоров, баклажанов, перца. 5-15 марта – посев семян на рассаду капусты, помидоров.

14 марта. День памяти св. преподобномученицы Евдокии. Святая мученица Евдокия долго вела грешную жизнь. Под воздействием убеждений старца Германа отвергла эту жизнь и удалилась в монастырь. Она стала исцелительницей, исповедовала христианскую веру, за что подверглась преследованию со стороны врагов учения христова. После мучений была обезглавлена (170)

С этого дня в народном календаре начинается весна. В народе считалось, что день святой Евдокии открывает весну. День отмечается как торжественный праздник. Обычно на Евдокию сеяли семена капусты на рассаду. Считалось что посеянные в этот день семена дадут рассаду, устойчивую к морозу.

15-20 марта – посев рассады семян сельдерея, лука-порея, баклажан. Закладка клубней картофеля на проращивание.

17 марта День памяти преподобного Герасима Иорданского, Герасим – великий образец подвижничества. В трудах его другом был лев, который умер на его могиле и был зарыт близ гроба святого. Герасим сначала подвизался в пустыни, потом поселился на берегу Иордана и основал там обитель. (475)

Считалось, что в этот день прилетают из теплых стран на русскую землю грачи – первые внесение птицы. По наблюдениям, сроки прилета грачей колеблются от 17 марта до 15 апреля. Птицы имеют большое значения для садовода, так как охраняют участок от вредных насекомых. В начале месяца в саду развешивают скворечники и синички для привлечения полезных птиц.

Продолжение следует. Заходите на сайт монастыря  http://monastic-sakh.cerkov.ru/ Там же можно почитать рецепты приготовления монастырских блюд.


 

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Монашеский Сахалин, 21 марта 2020, в 13:51 +2
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Поминовение усопших 21 марта
Поминовение усопших 21 марта
Российские врачи предложили действенный способ профилактики коронавируса
Российские врачи предложили действенный способ профилактики коронавируса