Писать о феврале навзрыд. . .
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд . . .
(Б. Пастернак)
Сегодня разбирала ящики с рабочими документами и на ум мне пришли эти знаменитые строчки поэта. Возникли они далеко не потому, что сейчас как раз-таки наступил февраль или, быть может, вспомнилось что-то пессимистически грустное, коем настроением проникнуто это стихотворение. Эти строки несколько лет назад первыми пришли мне на ум, когда я увидела воочую как школьники пишут сочинения по литературе. Для передачи этой картины строки "писать навзрыд" подходят лучше всего. Потерянный взгляд, покусывание ручек, пальцев, попытки повернуться и списать, хватания себя за волосы, завывания, почти истерика - все это составляющие зарисовки "Сочинение в старших классах".
Мой педагогический опыт пока совсем небольшой: всего пять с небольшим лет, не считая года на декрет. За это время я работала с разными детьми: с восьмиклассниками обычной общеобразовательной школы, с одаренными детьми - победителями конкурсов и олимпиад, с детьми-мигрантами, которые едва понимали по-русски, со студентами, которые сами не понимают, как попали и почему все еще учатся на определенных факультетах университета, со студентами с горящими глазами, которые влюблены в свою будущую профессию, когда чувствуешь себя почти наравне с этими будущими выпускниками, а семинары превращаются в настоящие диспуты, с детьми, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию, которые по каким-либо причинам несколько лет не учились в школе, но очень хотят получать знания.
Но особый опыт это моя основная работа - работа со студентами начального профессионального образования. Это особые дети.
Уже как несколько лет все несовершеннолетние граждане РФ по закону обязаны получить среднее полное общее образование. А изменение в системе образования с введением ГИА, ЕГЭ и профильной ориентированности в старших классах привело к тому, что все детей, кто еле-еле сдал ГИА в девятом классе просят перейти для получения дальнейшего образования в техникумы, колледжи и училища. И вот они приходят ко мне постигать Великую Русскую литературу...
Шесть лет назад я глупая выпускница университета с красным дипломом, с оконченной в добавок магистратурой, со своими победами в конкурсах, да еще ко всему прочему и молодая мать, думала, что знаю о детях все, что я вот сейчас разработаю очень интересное занятие, расскажу какие-нибудь потрясающие факты, и все мои студенты загорятся, все будут дискутировать, общаться, учить и анализировать... Ага, фиг Вам, как говорится.
За эти шесть лет я встретила парня-студента 16 лет, который просто почти не умел читать. Мы оставались после пар и читали, читали.... складывая буквы в слоги, заодно обучаясь писать "ЖИ-ШИ" именно с И, в то время, когда он должен был анализировать "Войну и мир".Был в моей практике студент 17 лет, в фамилии которого был слог "ЧУ", который он писал только с Ю. У ребенка чуть не было инфаркта (это на самом деле было для него огромным потрясением), когда я попросила его принести с собой паспорт и открыть его и показать мне, как пишется его фамилия. Видели ли бы Вы его глаза, когда он увидел эту злополучную У. А в это время он должен был знать, кто такой Хемингуэй.
Чтение стихов наизусть - каторга. видели ли бы вы эти скорбные лица, встающие из-за парт, чтобы рассказать тот же "Парус" Лермонтова. Все как на плаху готовятся. Помню до сих пор в ярких красках, когда после всех моих трудов, чтения наизусть самой стихотворений Есенина и Маяковского, мне несколько студентов, понимая о чем говорят, с неподдельными эмоциями рассказали "Письмо к женщине" Есенина и "Лиличке" Маяковского. Причем это было не обязательным заданием, стихотворения они выбирали сами. Я готова была победно танцевать ламбаду, прыгать и хлопать в ладоши прямо там в аудитории.
Написание сочинения, коих в нашей программе много это отдельная история. Так однажды ревел один парень, пишущий сочинение как раз по стихотворению, ставшему эпиграфом к этому повествованию, приговаривая: "Ну, что ж я тупой такой, эмоций передать своих не могу". Сейчас он уже служит в армии, и время от времени пишет мне электронные письма, красивые, добрые письма.
Я записываю самые "яркие" выражения себе на память. Вот на эту тетрадку с записями я и натолкнулась сегодня. Здесь можно плакать и смеяться одновременно. Вот некоторые из них:
"Лиса Алиса и Кот Базилио развели Буратино на реальные бабки" (высказывание из анализа любимой сказки)
"Красная шапочка шла-шла вдруг хоп и не поняла" (высказывание из анализа любимой сказки)
"Когда у Сони было день Рождения, она попросила, чтобы ей поставили музыку" (анализ главы "Войны и мира")
"Ее пятки сверкали без оглядки". Это мое любимое прям! (Анализ эпизода "Первый бал Наташи Ростовой")
"Молодежь 18 века много бухала" (Портрет Пьера Безухова)
"Катерина готова была порвать за любовь. Лютая тетка" (Анализ "Леди Макбет Мценского уезда" Лескова)
"Чехов повесился на диване" (входной контроль, проверяющий уровень знаний по литературе при поступлении)
И это лишь малая часть.
Все это вызывает улыбку, но на самом деле очень печально.
Теперь, когда меня спрашивают, зачем я читаю дочкам книги каждый день, а использование компьютера свожу к минимуму, почему у нас дома библиотека, и почему моя пятилетняя дочь знает, кто такой Пушкин и может сказать, что он написал для детей, я покажу им эту тетрадь. Я не хочу, чтобы к семнадцати годам в их головах был лишь ветер.
+7-962-125-15-15
А про то, что нужно читать... вспоминается фраза Булгакова: "Бойтесь людей, у которых дома Вы не найдете ни одной книги, и не одной фотографии"
Впал в аплодисменты.