Писать о феврале навзрыд. . .

Писать о феврале навзрыд. . .

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд . . .

                      (Б. Пастернак)

Сегодня разбирала ящики с рабочими документами и на ум мне пришли эти знаменитые строчки поэта. Возникли они далеко не потому, что сейчас как раз-таки наступил февраль или, быть может, вспомнилось что-то пессимистически грустное, коем настроением проникнуто это стихотворение. Эти строки  несколько лет назад первыми пришли мне на ум, когда я увидела воочую как школьники пишут сочинения по литературе. Для передачи этой картины строки "писать навзрыд" подходят лучше всего. Потерянный взгляд, покусывание ручек, пальцев, попытки повернуться и списать, хватания себя за волосы, завывания, почти истерика -  все это составляющие зарисовки "Сочинение в старших классах".

Мой педагогический опыт пока совсем небольшой: всего пять с небольшим лет, не считая года на декрет. За это время я работала с разными детьми: с восьмиклассниками обычной общеобразовательной школы, с одаренными детьми - победителями конкурсов и олимпиад, с детьми-мигрантами, которые едва понимали по-русски, со студентами, которые сами не понимают, как попали и почему все еще учатся на определенных факультетах университета, со студентами с горящими глазами, которые влюблены в свою будущую профессию, когда чувствуешь себя почти наравне с этими будущими выпускниками, а семинары превращаются в настоящие диспуты, с детьми, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию, которые по каким-либо причинам несколько лет не учились в школе, но очень хотят получать знания.

Но особый опыт это моя основная работа - работа со студентами начального профессионального образования. Это особые дети. 

Уже как несколько лет все несовершеннолетние граждане РФ по закону обязаны  получить среднее полное общее образование. А изменение в системе образования с введением ГИА, ЕГЭ и профильной ориентированности в старших классах привело к тому, что все детей, кто еле-еле сдал ГИА в девятом классе просят перейти для получения дальнейшего образования в техникумы, колледжи и училища. И вот они приходят ко мне постигать Великую Русскую литературу...

Шесть лет назад я глупая выпускница университета с красным дипломом, с оконченной в добавок магистратурой, со своими победами в конкурсах, да еще ко всему прочему и молодая мать, думала, что знаю о детях все, что я вот сейчас разработаю очень интересное занятие, расскажу какие-нибудь потрясающие факты, и все мои студенты загорятся, все будут дискутировать, общаться, учить и анализировать... Ага, фиг Вам, как говорится.

За эти шесть лет я встретила парня-студента 16 лет, который просто почти не умел читать. Мы оставались после пар и читали, читали.... складывая буквы в слоги, заодно обучаясь писать "ЖИ-ШИ" именно с И, в то время, когда он должен был анализировать "Войну и мир".Был в моей практике студент 17 лет, в фамилии которого был слог "ЧУ", который он писал только с Ю. У ребенка чуть не было инфаркта (это на самом деле было для него огромным потрясением), когда я попросила его принести с собой паспорт и открыть его и показать мне, как пишется его фамилия. Видели ли бы Вы его глаза, когда он увидел эту злополучную У. А в это время он должен был знать, кто такой Хемингуэй.  

Чтение стихов наизусть - каторга. видели ли бы вы эти скорбные лица, встающие из-за парт, чтобы рассказать тот же "Парус" Лермонтова. Все как на плаху готовятся. Помню до сих пор в ярких красках, когда после всех моих трудов, чтения наизусть самой стихотворений Есенина и Маяковского, мне несколько студентов, понимая о чем говорят, с неподдельными эмоциями рассказали "Письмо к женщине" Есенина  и "Лиличке" Маяковского. Причем это было не обязательным заданием, стихотворения они выбирали сами. Я готова была победно танцевать ламбаду, прыгать и хлопать в ладоши прямо там в аудитории.

Написание сочинения, коих в нашей программе много это отдельная история.  Так однажды ревел один парень, пишущий сочинение как раз по стихотворению, ставшему эпиграфом к этому повествованию, приговаривая: "Ну, что ж я тупой такой, эмоций передать своих не могу". Сейчас он уже служит в армии, и время от времени пишет мне электронные письма, красивые, добрые письма. 

Я записываю самые "яркие" выражения себе на память. Вот на эту тетрадку с записями я и натолкнулась сегодня. Здесь можно плакать и смеяться одновременно. Вот некоторые из них:

"Лиса Алиса и Кот Базилио развели Буратино на реальные бабки" (высказывание из анализа любимой сказки)

"Красная шапочка шла-шла вдруг хоп и не поняла" (высказывание из анализа любимой сказки)

"Когда у Сони было день Рождения, она попросила, чтобы ей поставили музыку" (анализ главы "Войны и мира")

"Ее пятки сверкали без оглядки". Это мое любимое прям! (Анализ эпизода "Первый бал Наташи Ростовой")

"Молодежь 18 века много бухала" (Портрет Пьера Безухова)

"Катерина готова была порвать за любовь. Лютая тетка" (Анализ "Леди Макбет Мценского уезда" Лескова)

"Чехов повесился на диване" (входной контроль, проверяющий уровень знаний по литературе при поступлении)

И это лишь малая часть.

Все это вызывает улыбку, но на самом деле очень печально.

Теперь, когда меня спрашивают, зачем я читаю дочкам книги каждый день, а использование компьютера свожу к минимуму, почему у нас дома библиотека, и почему моя пятилетняя дочь знает, кто такой Пушкин и может сказать, что он написал для детей, я покажу им эту тетрадь. Я не хочу, чтобы к семнадцати годам в их головах был лишь ветер.

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Катерина Раченко, 2 февраля 2016, в 18:34 +17
Комментарии
Написано 2 февраля 2016, в 19:00
Да фигня всё это! Начитанность не поможет не делать ошибок в письме. Я не думаю что эти издержки написаны тупыми и неначитанными детьми,возможно им проще так выражать свои мысли...
+2
Написано 2 февраля 2016, в 19:09
Натали, не путайте, это не ошибки в тексте. Это, первую очередь, отсутствие способности мыслить и выражать свое мнение. И это восприятие мира.
+6
Написано 2 февраля 2016, в 19:28
Катерина Раченко, я просто не соглашусь,можно? Спорить не люблю,да и неохота...
+1
Написано 2 февраля 2016, в 19:32
Катерина Раченко, многое зависит от самого ребенка. Со мной в детстве не занимались, мама болела, на сестренке был быт с 8 лет. Сестра просто научила меня в 5 лет читать и оставила с глазу на глаз с отцовской библиотекой. А вот я как только не изворачивалась, чтоб увлечь дочь... И так и эдак. Подсунула ей "Поющие в терновнике". Вроде начала читать. Но! Только дамские романы. И теперь тоже...
+6
Еще 4 комментария
Написано 2 февраля 2016, в 19:56 Отредактировано 2 февраля 2016, в 19:57
А я поддержу автора. Это грустно
. Чем больше человек читает, тем лучше он может выражать свои мысли. Грамотность повышается, т.к. зрительная память работает. Надо! Надо читать! Я благодарю Бога, что не стала учителем. Я была бы очень злой училкой, не выношу тупых ошибок.
+5
Написано 2 февраля 2016, в 22:16
lvista, я правда не учитель, а филолог, есть еще магистратура оконченная с литературной направленностью и есть право преподавания в ВУЗах и средне-специальных учебных заведениях. Просто работаю и со студентами, которые получают полное среднее образование (10-11 класс) в стенах колледжа.
А про то, что нужно читать... вспоминается фраза Булгакова: "Бойтесь людей, у которых дома Вы не найдете ни одной книги, и не одной фотографии"
+4
Написано 2 февраля 2016, в 20:52
>"пятки сверкали без оглядки"

Впал в аплодисменты.
+4
Написано 2 февраля 2016, в 22:08
Valoptor, Это мое любимое. Писал парень 15 лет.
+1
Написано 3 февраля 2016, в 00:55 Отредактировано 3 февраля 2016, в 00:55
Я с осторожностью отношусь к людям, которые не читают книг
+1
Написано 3 февраля 2016, в 11:24
Меня не приучали и не заставляли, просто слушая сказки из уст мамы ограниченное колличество времени, мне захотелось это время продлить, научившись самой. В школе писала сочинения своим подругам, недавно одна из них обратилась с просьбой, написать сочинение её сыну-третьекласснику, я отказалась, предвидя последствия.)
+1
Написано 3 февраля 2016, в 17:27
KisMis, правильно, за детей нельзя писать сочинения, даже особо помогать, если речь идет о младших классах, так как потом исчезнет способность к написанию. Это просто детская лень, на самом деле, они ж еще те фантазеры
+1
Написано 4 февраля 2016, в 10:15
Катерина Раченко, ещё бы это их родители понимали.
+1
Написано 4 февраля 2016, в 12:13
KisMis, это настоящая проблема
+1
Написано 3 февраля 2016, в 12:19
Вспомнилось: Моему младшему братишке в школе задали домашнее задание пересказать любимую сказку. У него любимой была Спящая красавица, причём, правда любимой, он наизусть знал мультик, смотрел его тысячу раз, очень ему нравилась принцесса. Прочитать эту сказку так и не смогла его заставить. Пересказ: Лек, а чего там рассказывать? Чмокнул принц принцессу, она и проснулась. А сначала поперлась туда, куда не надо и нарвалась на неприятности! До сих пор рассказывает всё вот так, вкратце. Печально!!!
+1
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Весеннее преображение: мечты должны сбываться!
Весеннее преображение: мечты должны сбываться!
Весеннее преображение ко дню рождения и 8 Марта
Весеннее преображение ко дню рождения и 8 Марта