Откуда есть пошло, или Как создавалась школа Funcarve. Часть вторая

Откуда есть пошло, или Как создавалась школа Funcarve. Часть вторая

Вместо предисловия


Как Саша Палачев купил свой первый сноуборд, в каких жизненных обстоятельствах резал на склонах свои первые дуги в середине двухтысячных годов, и о синдроме человекочаса у перегорающих инструкторов - читайте в первой части интервью.

А в продолжении он расскажет, как понял, что экстримкарвинг возможен на любом сноуборде, в пику мнению элитарных владельцев пластиковых комплектов. О непростом деле отстаивания этой точки зрения. И о том, как школа Funcarve впервые провела выездной курс, после которого инструкторы и начали открывать для себя, и для учеников, курорт за курортом. 

Саша Палачев ведет дугу в укладке, Зинал 
Фото из личного архива

 

- А почему это важно именно для тебя – вкладываться в учеников, и видеть их прогресс?


- Я, видимо, просто по-другому устроен. Вот кто-то кайфует прежде всего от катания. Настолько, что готов пойти работать инструктором. В этой работе есть свои бонусы, привлекают бесплатные ски-пассы, которые выдают на курорте. И инструктор может гораздо больше времени на горе проводить, и кататься. Среди моих знакомых инструкторов встречаются такие люди. Их вообще довольно много. 

Это отдельный вид кайфа - когда ты человеку что-то объяснил, а он понял, и у него получилось

И вот допустим, у такого инструктора заранее назначено занятие. А накануне свежего снега нападало очень много. Под такое событие есть сноуборд-пословица тематическая: “Никаких друзей во фрирайдный день”. Так что инструктор отменяет занятие, и уходит кататься. А даже если не отменяет, ученик его не интересует, он просто смотрит куда-то в сторону, где люди веселятся в снегу. У него в голове одна мысль: «Поскорей бы закончился этот урок». 

Ученик школы Funcarve, фрирайд со склона горы Мустаг, Шерегеш 
Фото из личного архива Саши Палачева


Что поделаешь, не накатался он еще. Может быть, он даже талантлив, как преподаватель. Но не накатался, и ему не интересно порой с учениками. 

Но есть другие люди, для них это отдельный вид кайфа - когда ты человеку что-то объяснил, а он понял, и у него получилось. И получилось хорошо! И очень даже может быть, что этот кайф сильнее, чем то, что ты прямо сейчас мог бы от фрирайда получить. Каждому свое, и мне нравится именно это. 

У нас в школе инструкторам очень важен прогресс учеников. И конечно все очень сильно переживают, если на курсе у кого-то что-то не получается. Но такие сложные ученики - от них пользы гораздо больше. Когда не срабатывает наработанная методика, приходится искать новые подходы. Смотреть на вопрос по-другому, заходить с одной стороны, другой, третьей, модифицировать упражнения. Важно нащупать любой путь. И решать такие головоломки – это очень интересно. Особенно когда есть результат, вот ученик пришел к нам, а ушел совсем другим человеком. 

Саша Палачев и группа учеников курса Funcarve в Шерегеше, 2016 
Фото из личного архива


У меня в голове всегда сидела эта мысль, что наш курс стоит серьезных денег. И понятно, что человек ожидает немалого. И в этом отношении, очень важно чтобы инструктору, прежде всего, нравилось вести ученика к прогрессу. Тогда все деньги отрабатываются на 100%. 
 

- Наверняка обучение на курсе – это не какое-то волшебство по щелчку пальцев. Был курсант неумелый, курс прошел – и стал техничным райдером. Нельзя же всему научиться за 7 дней?


- Да, основная работа начинается уже после курса. У ученика много информации, ее нужно переработать. И жаль, никто не даст гарантии, что он будет потом заниматься. Бывает так, что на курсе у него все отлично получается. А на следующий сезон видишь его на горе и понятно – самостоятельная работа не пошла. 

Ученик школы Funcarve на курсе в Шерегеше, 2016 
Фото из личного архива Саши Палачева


Хорошо, что бывает и наоборот. Видишь ученика, а от удивления глаза открываются – как технично он катается, и думаешь – да он же совсем не таким от нас уехал! Это значит, хорошо поработал. 
 

Коля был раньше более кривым, менее уверенным. Но за год очень хорошо поработал. И у Коли все получилось. Это очень круто


Мне вообще нравится следить за сноубордистами на горе. Как не старайся, а всех учеников не запомнишь. Но всегда их можно узнать по стилю, по движениям. И вот увидел фанкарвера на склоне, подъехал к нему. А это, скажем Коля. Он был раньше более кривым, менее уверенным. Но за год очень хорошо поработал. И у Коли все получилось. Это очень круто. 
 

- Как ты доработал систему экстримкарвинга, он же создавался под жесткие ботинки? А вы в обучении больше работаете с мягким снаряжением.


- В начале правда считалось, что экстримкарвинг возможен только на жестком пластике. Но с жестким пластиком очень тяжело работать. И я не очень представляю как к этой системе пришли основоположники стиля, Жак с Патрисом. 

Кадр из видео La Carvesina с участием Патриса Фива и Жака Рилье


Сам по себе экстримкарвинг состоит из ряда компонентов и мелких нюансов, если ты их совмещаешь – получается экстримкарвинг. Если чего-то не хватает, то все очень криво и совсем не так выглядит. И вот как я получал методику экстримкарвинга. Стоим мы на кухне, разговариваем. И я спрашиваю Патриса, а вот в этот момент дуги что делать, как тело должно работать? И он просто рассказывает, как он сам себе это видит в целом – на словах. 

Принципиальной разницы, как все эти приемы работают на мягком и жестком снаряжении нет. Просто с жестким снаряжением в разы сложнее начинать. К нему лучше приходить постепенно


И все, он не говорил о каждом отдельном компоненте. Мне даже теоретическую картину приходилось достраивать из своих знаний, из того что я получил на курсах НЛИ. А затем и на практике что-то пробовать. Вот так я и складывал эту мозаику, детали брал из своего прошлого опыта, и из других школ. Адаптировал методики. И проверял итог, верно у меня получается или нет. 

А принципиальной разницы, как все эти приемы работают на мягком и жестком снаряжении нет. Просто с жестким снаряжением в разы сложнее начинать. К нему лучше приходить постепенно. 

Вид на склоны Ежовой, Урал, 2015 
Фото из личного архива Саши Палачева

 

-Тем не менее, есть стереотип, что экстримкарвинг работает только на жестком снаряжении. Мне самому, уже после того как я показывал видео, задавали снова и снова вопрос, а точно в этот конкретный момент ролика человек на мягком снаряжении катит? Как вы вообще преодолевали эту стену непонимания?


- С жестким снаряжением вот какая штука, это всегда был такой признак элитарности, обособленности. И по самолюбию владельцев пластиковых комплектов это сильно ударило. Сообщество было вообще не в восторге, что экстримкарвинг потерял эту эксклюзивность жесткого снаряжения. 

А я вообще никогда не пытался никого убедить, что это возможно делать на обычной доске. Но стена непонимания еще ладно, идея экстримкарвинга в мягком снаряжении натолкнулась на стену отрицания. И по-первости мне на форуме писали - это невозможно. Я записывал видео. И мне отвечали, да, может быть это даже и похоже. Но ведь ты делаешь только фронтсайд укладку. Тогда я шел снимать видео с бексайд укладкой. И мне говорили, ну хорошо, но ты же не можешь их связать вместе. Я связал. 

С жестким снаряжением вот какая штука, это всегда был такой признак элитарности, обособленности ... сообщество было вообще не в восторге, что экстримкарвинг потерял эту эксклюзивность жесткого снаряжения

Но отрицание не закончилось. Критики не унимались - то склон слишком мягкий. То слишком крутой, или наоборот – пологий. И я после таких разговоров, когда сделал все, что от меня хотели в доказательство, в принципе забил. И просто продолжал, когда спрашивали, делиться информацией. А все дискуссии проходили уже без меня. 

Сейчас весь этот форумный движняк подздох, и бурные обсуждения угасли. И люди понемногу привыкают, что экстримкарвинг возможен и в мягком. Как-то все само собой происходит. 

Подъемник на финском курорте Рука 
Фото из личного архива Саши Палачева


- Я никогда еще не видел таких школ, которые бы работали на всю Россию. Максимум – несколько курортов в пределах одного региона. А вы ездите везде, как удалась эта экспансия?


- Как врываться на новые рынки и конкурировать с другими школами я не особо знаю. Я физрук не только по образованию, но и по складу ума. Бухгалтерия, планы развития компании, я в этом не очень разбираюсь. Все началось само по себе, и дальше пришлось в этом крутиться. Мы вообще платные курсы начали организовывать только потому, что нам нужно было, как минимум, что-то есть. 

В первый год мы поехали только в Хибины, потому что мы знали про них все. Мы могли предложить курсантам некую комплексную поездку – знали, где им жить, как проводить время, как работают подъемники, какие ски-пассы удобнее. Поэтому мы и отважились на занятия с группой. 

Курс в Хибинах 2012 
Фото из личного архива Саши Палачева


На следующий год мы поняли вот что, если где-то есть желающие – то проще приехать к ним. Чем тащить всех в Хибины. Либо они все потратятся на билеты, либо мы – а нас меньше. И первый наш выездной курс был в Байкальске. Мы приехали к ребятам, которые сами сорганизовались. И это было удобнее, ученикам не нужно было ни жилье, ни трансфер. Это же их родной город. А я освоился там быстро. 

Именно так и началась наша работа по всей России. Мы поначалу не столько создавали спрос, сколько на него реагировали. И по такому принципу были во множестве городов. Так же попали в Шерегеш. Так же приехали и на Урал. 

На новые курсы у нас есть хороший спрос, за годы существования школы мы обросли такими учениками, которые побывали с нами везде ... и им как раз интереснее новые места, чем наши обучающие программы

А потом осмелели и сами стали выбирать интересные места. Зачем? Ну все очень просто. Все надоедает, приелись Хибины. Спустя два года вошел в привычку и Шерегеш. Вот услышали мы, что в Гудаури очень классно. И поехали туда одной группой на шесть человек. Мне надо было просто разведать все, досконально разузнать. И когда я понял что могу организовать там курс, собрал уже три группы. Люди едут охотно, хотя бы потому, что им тоже скучно. И нам наши ребята, из Москвы, Питера, из других городов, доверяют, они знаю – думать ни о чем не надо, мы все организуем. 

Курс школы в Гудаури, 2014 
Фото из личного архива Саши Палачева


Так мы и открываем все наши направления. Сначала маленькой группой, в порядке эксперимента – с теми, кто хорошо нас знает. А потом уже приглашаем большое количество людей. В этом году мы собираемся открывать Архыз и Сахалин. 

На новые курсы у нас есть хороший спрос, за годы существования школы мы обросли такими учениками, которые побывали с нами везде. В Москве, Питере, на Урале, в Шерегеше, в Абзаково. И им как раз интереснее новые места, чем наши обучающие программы. 

И если сравнивать нашу работу с другими школами, то они, как правило, просто не ищут других городов. Это процесс для организатора курса очень и очень не комфортный. Осесть дома и спокойно работать - в разы проще. Наверное, и это тоже рождает часть спроса – люди этого хотят, а никто, кроме нас, не делает. Поэтому и экспансия удалась – потому что прямых конкурентов немного. 

"Уборка" в пухлый снег горы Мустаг, пострадавших нет, Шерегеш 2016 
Фото из личного архива Саши Палачева

 

-А если перейти конкретно к нашему Сахалину, чем интерес вызывает «Горный воздух», какие у вас критерии?


-У нас базово критерии всегда одинаковые, нам важно понимать, какие на горе есть трассы, и как они подходят для обучения. Мы продумываем, где какие упражнения делать удобно, и речь не только о состоянии склона, его протяженности и крутизне. Важно еще, как далеко от этого склона можно пообедать. Вот такие простые вещи. Конечно, логистика, стоимость, проживание – все это мы оцениваем. 

И если сравнивать нашу работу с другими школами, то они, как правило, просто не ищут других городов. Это процесс для организатора курса очень и очень не комфортный ... поэтому и экспансия удалась – потому что прямых конкурентов немного

А Сахалин просто манит, периодически в школу попадают оттуда ученики, у нас было несколько человек. И все зазывают, интригуют. Мы кое-что в интернете почитали, посмотрели. Характеристики трасс отличные, все выглядит здорово. Я еще слышал, что здесь сильные ураганы часто бывают. 

И вот мы приедем, посмотрим все взвешено, и будем знать, что именно рекомендовать нашим ученикам. Вполне возможно, что будем рассказывать о фрирайде с соседних гор, о том, в каких заведениях можно отдохнуть, и где поесть медвежатины с кедровыми орешками. Когда мы все это увидим своими глазами, мы уже сможем рассказать, зачем надо ехать на Сахалин, и что там такого есть, чего нет в Сочи. Единственная проблема – цены на билеты, перелет обходится недешево. 

Саша и его Goodboards Capra метят на Сахалин, 
Фото из личного архива


С другой стороны, очень удобно, что гора находится прямо в городе. Это значит, что жилье доступно не только туристическое, не то, что специально построили при горе. А это совсем другие порядки цифр уже. Да и удобнее, уютнее, что ли. Вот ты проснулся в городе, и на троллейбусе до горы доехал. У вас же можно так сделать? 
 

-Троллейбусов в Южно-Сахалинске нет, но на автобусе можно.


-Ну вот, на автобусе. Это здорово, это расслабляет. Гораздо больше свободы. 
 

Продолжение следует.
 

 

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Автор: Автор АСТВ, 8 февраля 2017, в 13:35 +9
Комментарии
Написано 8 февраля 2017, в 13:50
Круто
+4
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
Околосахалинские политики: Гитлер, Трамп, Обама
Околосахалинские политики: Гитлер, Трамп, Обама
С днём рождения Ри Валерию!!!
С днём рождения Ри Валерию!!!