Крушение БАТМ "Дальний Восток", возвращаясь к теме
Здравствуйте, уважаемые посетители сайта АСТВ. Меня зовут Евгений Ефимчук, я адвокат. Одно из дел, по которому я работаю защитником три последних года – о крушении 2 апреля 2015 года в Охотском море БАТМ «Дальний Восток» и гибели членов экипажа. Бесспорно, это самая страшная морская трагедия в истории рыбного флота. Семьям, родственникам и близким погибших выражаю свои искренние соболезнования. Все мои исследования и высказывания направлены не вопреки интересам пострадавших. Скорее всего, в том числе, и сами пострадавшие заинтересованы в поисках истины не меньше меня. Ведь установление действительных причин крушения, возможно, позволит впредь избежать подобных трагических ситуаций на море. Поможет судоводителям извлечь правильные уроки в случае верного анализа ситуации. Не секрет, что многие потерпевшие, выжившие в данном крушении, вернулись работать в море. В море, которое не прощает человеческих ошибок, и люди просто обязаны учитывать эти ошибки, чтобы не допустить больше таких трагедий. Чтобы не уповать на призрачные мечты о своей возможности противостоять стихии, чтобы спуститься к реальности и осознать, что не существует непотопляемых кораблей, что человек своими руками может загубить даже очень надёжное судно.
Мой подзащитный – бывший замгендиректора компании-судовладельца Алексей Васин. Сегодня, в день печальной годовщины крушения «Дальнего Востока», я начинаю серию публикаций, в которых хочу рассказать о точке зрения стороны защиты на причину того крушения и гибели в нём 69 человек, на то, как шли следствие и суд первой инстанции.
Мы считаем, что при расследовании уголовного дела и при рассмотрении дела в суде были допущены грубейшие нарушения закона, были проигнорированы очевидные доказательства, не исследованы важнейшие обстоятельства. Всё это привело к тому, что были осуждены невиновные.
Напомню, в конце ноября прошлого года городской суд Южно-Сахалинска приговорил к заключению в колонии общего режима пятерых: А.Васина, заместителя гендиректора по безопасности Александра Кудрицкого и капитана Анатолия Борисова за нарушение правил безопасности и эксплуатации судна; начальника отдела безопасности мореплавания ФГБУ "Сахалинрыбвод" Николая Харченко — за халатность; госинспектора морского отдела ТУ Росрыболовства Александра Никодименко — за получение взятки и за злоупотребление полномочиями.
Реальный срок для первых трех подсудимых стал практически максимально возможным по инкриминируемым им статьям: от 5,8 до 6,6 лет. Следствие и суд были беспрецедентно строги по отношению к ним. Кудрицкому и Борисову почти по 70 лет, Харченко – 75 лет. У каждого «букет» серьезных болезней: у Борисова кардиостимулятор, Кудрицкий экстренно госпитализирован в сосудистый центр Южно-Сахалинска, где возле его палаты круглосуточно дежурит конвой. Но их приговорили к заключению не в колонии-поселении, как требует закон, а в колонии общего режима.
Суд демонстративно строго наказал «виновных». Произошла ужасная трагедия, и кто-то обязательно должен за это ответить. Общество требует справедливости и возмездия. Вот только виновность подсудимых опровергается фактами. То, как с первых дней после катастрофы ситуация освещалась в СМИ, показывает: сакральную жертву в виде должностных лиц компании-судовладельца назначили сразу. Обвинительный настрой в их сторону был очевиден. Признать открыто, что в трагедии виноваты люди, допустившие ряд катастрофических ошибок при управлении судном – капитан БАТМ и его старший помощник – официальным лицам не позволил политес. Тем более, что они погибли при катастрофе, а в тюрьму должен кто-то сесть.
Обстоятельства, о которых я расскажу в своих блогах, не известны широкой публике: заключения экспертов, красноречивые фото-видеосъемки, свидетельства выживших членов экипажа, словом, те доказательства, которые предпочел не заметить суд первой инстанции. Наши возражения на приговор превышают объемом 150 листов. Ровно через неделю Сахалинский областной суд начнет рассмотрение нашей апелляционной жалобы. Надеюсь, справедливость восторжествует.
Постараюсь ответить на любые ваши вопросы, касающиеся крушения БАТМ «Дальний Восток». Мы, защитники и те лица, которых суд признал виновными, абсолютно уверены в своей правоте и нам нечего скрывать, мы не боимся любых тем, для нас нет неудобных вопросов в рамках данного дела. В связи с занятостью мои ответы могут появиться не сразу, прошу терпения.
+7-962-125-15-15
Насколько я обладаю информацией от защитника капитана Борисова А.М. - адвоката А. Гончарова, под этим открытым письмом поставило подписей уже более 800 моряков. Но ни о каком "открытом ответе" речь не идёт. Как правило все открытые письма являются одним из способов обратить внимание власти, в данном случае судебной, на необходимость более эффективного отношения к рассмотрению дела, и на судьбу одного конкретного человека. Но в этой ситуации, я считаю, что хоть письмо и инициировано в защиту конкретного человека - капитана Борисова, оно всё-равно касается всех фигурантов дела.
Ого ... 800 моряков .... Раз столько людей, работа которых связана с морем, подписалось под открытым письмом - это в очередной раз подтверждает сомнительность вынесенного приговора. Уж моряки-то точно не хуже судьи разбираются в подобных вопросах ...
Да и публикации наших соседей с Камчатки
fishkamchatka.ru/articles/exclusive/24285/ заставляют задуматься над непредвзятостью судьи .....
Т.е. я правильно понимаю, что помимо 800 человек есть еще и бывшие работники, которые не согласны с приговором? В этот раз их мнение и показания будут приняты судом или от них опять отмахнутся?
Нам в сети часто выдают целенаправленно информацию, в которую заставляют верить. Так поступил в нашем случае экс представитель СК РФ Владимир Маркин, который в первые дни после крушения заявил: " «Хозяин, сидя где-то в Южной Корее, команды отдавал: «пока трюмы не наполнили, я вас не отпускаю", - именно так отметил представитель Следственного комитета в эфире телепрограммы "Специальный корреспондент". /ТАСС/.
Ведь эти слова были преподнесены Маркиным в виде прямой речи как установленный факт. А на самом деле это полный вымысел, заявления о том, что судовладелец команды отдавал: «пока трюмы не наполнили, я вас не отпускаю»! Дело изучено вдоль и поперек всеми сторонами, но нет ни одного свидетельства о том, что кто-то из руководства компании судовладельца не то, что отдавал указания осуществлять промысел до последнего, а вообще знал о том, что капитан Притоцкий продолжил промысел.
Эту искусственно созданную Маркиным позицию в отношении судовладельцев, которые отправили на смерть экипаж, подхватили другие официальные СМИ и стали писать о жадности судовладельцев, связывая это с причинами крушения. Вот у Вас и сформировалось определенное мнение, которое потом весьма сложно изменить. Ведь обвиняемым никто тогда слова не давал, а если бы они и выступили с какими-то комментариями, то в том момент заклевали бы.
После провозглашения приговора ИА *** опубликовало моё личное мнение по приговору, затем журналисты выяснили мнения потерпевших Алиева, Полищука и Лазаревой, выживших в этой катастрофе, и уверенных в невиновности осужденных.
- «Почему из осужденных нужно делать преступников, если их там не было? Три человека из них — старики, им дали фактически смертную казнь, они умрут в тюрьме, они все больные» – пояснял Алиев.
Из интервью потерпевшего Полищука: «Непонятно, зачем данных людей осудили. Я не вижу логики в этом приговоре, у нас сработал человеческий фактор. Неохота никого из наших командиров, которых уже нет в живых, виновным выставлять, но капитан сам решил так поступить, а не иначе».
Из интервью потерпевшей Лазаревой - «Я вообще не согласна с приговором. У меня вообще в голове это не укладывается: Борисов нас прекрасно гнал на промысел, довел нас, сдал судно и уехал. Как могут быть виновны люди, которых не было в море? На судне один царь и бог — это капитан-директор».
Я смотрю, Вы ссылаетесь на интервью Полищука и Лазаревой. Читал их рассказы о крушении. Один матрос, другая буфетчица. А что, покомпетентнее никого не нашлось для комментариев? Просто хотелось бы услышать мнение кого-то из комсостава. Есть у Вас такие данные?
С первых дней задержаний и арестов по этому делу было все весьма не просто. Разговоры о невиновности вообще никто не хотел слышать. Следователями Васин был этапирован в Москву, там его продолжали содержать под стражей с нарушением закона. Освобожден он был лишь по решению Президиума Московского городского суда, но путь до такой инстанции занял достаточно времени.
Вот частично его показания:
«Он проснулся в каюте, где-то около 05 часов утра от того, что упал холодильник. Поднялся на мостик, там находились боцман, четвертый помощник, капитан, старший помощник. В процессе приходили старший механик и второй помощник. Старший помощник выполнял указания, поступающие от капитана. Капитан был спросонья, потому что находился в нижнем белье и накинутой куртке. Когда он поднялся на мостик, крен был статичным 24-30 градусов динамики не было, судно лежало спокойно. Крен увеличивался медленно. ….
…. Спасательной операцией никто не руководил. Никаких указаний не было. Все ожидали указаний от капитана, но их не было. Все спасались, как могли и действовали по своему усмотрению. Если бы своевременно была подана команда покинуть судно и правильно организована спасательная операция, то все члены экипажа могли спастись».
Более подробно об этом вы сможете прочесть завтра, 03 апреля, в свежем номере газеты Советский Сахалин, там выйдет большая статья, в которой я рассказываю и об этом тоже.
Вот у некоему Альберту я и пояснял, что хотелось бы услышать кого-то из тех, кто в силу своих должностных обязанностей должен находиться на мостике. Теперь еще более не понятно, почему при недоказанности внесения конструктивных изменений, при показаниях выживших 3 ПК, 2 механика, трального, буфетчицы, матроса, мастера обработки - которые говорили что не было команд покинуть судно, которые говорили, что костюмов было с избытком - судья опирается на прямо-противоположные выводы. ПОЧЕМУ? Или Вы не смогли доказать своей точки зрения, или судья просто "пропустила мимо ушей" показания свидетелей? ..... Кажется об этом заявляют в своих возражениях 2ПК и тральный?
Суть его сводится к одному- виновник трагедии БАТМ "Дальний Восток" только капитан Притоцкий!!!
Я как и все капитаны могу детально это прокомментировать.
необходимо понимать, что вся ответственность капитана подробно описана в Уставе службы на судах ФРП( утвержден Президентом РФ).Это самый главный документ который регламентирует права и обязанности членов экипажа и капитана
в первую очередь!
Там не написано о Борисове, Харченко итд.
МКУБ это "Филькина грамота", этот кодекс не распостраняется
на суда рыбной промышленности. Его приняли с одной целью-
сами понимаете.
Самый главный технический документ это Классификационное свидетельство, которое выдает Российский морской Регистр судоходства!!!
6 апреля, SakhalinMedia. 1100 членов экипажей гражданских судов, работающих в Охотском море, подписали обращение в адрес председателя Сахалинского областного суда Михаила Короля в защиту одного из осужденных по делу о гибели БАТМ "Дальний Восток". Капитаны, старшие помощники, заведующие производством, тралмастеры и другие профессионалы отрасли согласны с тем, что один из подсудимых, капитан Анатолий Борисов, невиновен. Он был нанят для перегона траулера после ремонта в южнокорейском Пусане во Владивосток и списался с судна за 3 месяца до катастрофы. Моряки подписываются под открытым письмом прямо во время рейсов и присылают подписанные листы по электронной почте, сообщает ИА SakhalinMedia со ссылкой на адвоката А.Борисова, Андрея Гончарова.
Подробнее: https://sakhalinmedia.ru/news/682975/
А вот статья в Хабаровской газете, в которой интервью Борисова и можно ознакомиться с открытым письмом, написанном в адрес и на имя председателя Сахалинского областного суда. http://biznes-gazeta.ru/?id=problem.view&obj=4..
Аналогичная статья на Камчатском ресурсе. http://fishkamchatka.ru/articles/the_far_east_and_..
За что посадили Борисова, никому до сих пор не понятно!