Игра на грани
Уже больше месяца прошло с выступления Константина Райкина на VII съезде Союза театральных деятелей, а шум вокруг его речи все не утихает. Мне кажется, все уже слышали о том, что тогда Райкин раскритиковал власть за насаждение «гопнической цензуры», в закрытии выставок, в запрете постановок из-за «беззаконных, наглых и агрессивных наездов» проплаченных групп «якобы возмущенных и обиженных людей». В общем, призвал объединиться и дать отпор власти, которая не должна вмешиваться в искусство.
Кто-то Райкина Райкина поддержал. Например, кинорежиссер Андрей Звягинцев, художественный руководитель "Гоголь-центра" Кирилл Серебренников, актер Евгений Миронов. Телеведущий Владимир Познер, Армен Джигарханян, Андрей Макаревич, Лия Ахеджакова, Сергей Безруков. Но далеко не все. Вот некоторые мнения:
Министр культуры РФ Владимир Мединский в интервью программе "Право знать!" на телеканале ТВЦ заявил: "У нас есть закон РФ, который запрещает цензуру как предварительный отсмотр творческих произведений с точки зрения разрешения их к публикации или к представлению публике. Цензуры ни в какой форме в стране нет".
Креативный редактор Sobesednik.ru 27 ноября выпустил материал о том, как он поговорил с Михаилом Швыдким - спецпредставителем президента по международному культурному сотрудничеству. Он же посол по особым поручениям. Руководитель Театра мюзикла. В прошлом – министр культуры. Ведущий ток-шоу «Культурная революция». Театровед, историк английской драматургии, одна из самых спорных фигур в российской культуре и при этом друг почти всех крупных деятелей искусства.
Один из вопросов касался Райкина. И вот что ответил Швыдкой:
«Я не понимаю, скажу честно. Цензуры в театре нет. В кинематографе тоже. Есть выступления негодующих зрителей, на которые нужно реагировать соответственно: это не голос власти и не тайные послания Кремля. Это обычная невоспитанность публики. Вообще, скажу вам, после советской власти публика испортилась сильнее, чем театры. Это, собственно, предсказал Горин: прежде подкупали артистов, но оказалось, что эффективнее – зрителей. Первостепенная задача российской культуры сегодня – воспитывать публику. Общество, если хотите. Главная порча произошла по трем направлениям. Первое: у людей нет научной картины мира. Это серьезней и масштабней по последствиям, чем кажется. Они полны самых пещерных суеверий, языческих по сути, лишены твердых знаний, верят всему... Второе: у людей исчезло представление о задачах искусства. Им кажется, что искусство – это про идеи. А искусство – это про счастье. Какие идеи в «Войне и мире»? Это волновало Толстого, пока писал, и то не все время. А ткань «Войны и мира» – это счастье, просто от того, как там слова рядом поставлены. И третье: искусство – это диалог. Навык диалога утрачен. Когда я читаю лекции, то всегда говорю: по этой теме вы можете прочитать то-то и то-то, пересказывать это я не намерен, давайте поговорим. И этот навык разговора должен начинаться в детстве: я учился в Москве в довольно обыкновенной школе, нимало не элитной, и тем не менее пять раз за учебный год мы ходили в театр и обсуждали увиденное. Еще чаще – в кино, и не только на идеологические фильмы. Этого нет сейчас, и нет культуры дискуссии, с которой начинается умный зритель. В результате он реагирует чистой агрессией – ну, что делать, художник должен быть готов к такой реакции. Если у него актер испражняется на сцене – не получить скандала в зале даже несколько обидно, это входит в условия игры»
27 ноября, накануне своего юбилея, известный актер Андрей Ургант дал интервью «Комсомольской правде». И в этой беседе также затронули Райкина. О причинах поступка константина Ургант сказал следующее:
«Полагаю, кто-то наступил кому-то на хвост. Дело намного проще часто бывает. Когда в СМИ начинают кого-то песочить, это значит, кто-то кому-то наступил на хвост конкретно. Это выяснение личных отношений. Думаю, где-то просто ущемили его финансовые интересы. У Булгакова в качестве основной причины предательства Иуды названа жадность, а не душевные метания. Все проще. Доносы писали, когда хотели завладеть комнаткой соседей в коммуналке. По мелочи. Это не то что украсть газовую компанию. Или полмира. Как решали ребята типа Гитлера и Сталина. Вот это серьезные парни были, решали вопросы на планетарном уровне. А это так. Кто мне скажет, что это за взятка в два миллиона? Это так, жук чихнул… Но я ничего не говорю про Константина Аркадьевича. Я его уважаю как человека, посвятившего работе жизнь»
Режиссер, народный артист РСФСР Никита Михалков в программе «Право знать!» на телеканале «ТВ Центр» сказал:
«Костю Райкина я очень люблю, он талантливый человек. Но мне хотелось бы понять: где его ущемили? Чего он не имеет? Он имеет центр, "Райкин Plaza", свой театр, школу. Он ставит то, что хочет.
Многие, и я в том числе, еще не очень точно знаем, что такое несвобода. Закрыли спектакль, выставку облили чернилами… А что закрывается? Какие выставки обливаются чернилами? У Кости Райкина есть такой пассаж: "Обидели, оскорбили религиозные чувства верующих". И говорит он об этом достаточно пренебрежительно. А кто-нибудь рискнул бы поставить спектакль, порочащий пророка Мухаммеда? Почему Pussy Riot приходят в Храм Христа Спасителя, а не в центральную мечеть в Мекке? Почему они здесь, а не там выражают свое желание свободы? Да потому что там страшно».
Председатель комитета Госдумы по культуре и сопредседатель Центрального штаба ОНФ Станислав Говорухин заявил, что в России нет цензуры, хотя определенные нравственные ограничители в искусстве, по его мнению, необходимы.
"Конечно, нет. Даже намека нет", - сказал Говорухин в интервью телеканалу "Россия 24" (ВГТРК), отвечая на вопрос, есть ли в России цензура в искусстве.
"За 15 лет до "нулевых" годов уровень нравственности (в российском обществе) очень упал, а все ограничители оказались сняты благодаря тому, что (было декларировано), что государство не может вмешиваться (в творческий процесс). Оно и не вмешивается, и это тоже очень плохо", - посетовал Говорухин.
"Нет государства, в котором не существовала бы нравственная цензура. Как правило, это общество, церковь и другие институты. Но у нас и этого нет. У нас единственная в мире Конституция, где написано, что всякая цензура запрещена", - отметил кинорежиссер.
Он заявил, что является сторонником цензуры. "Я считаю, что нравственные ограничения - суть свободы в обществе", - сказал Говорухин.
На вопрос, где находится нравственная черта, которую творец не может переступить, и кто эту грань должен определить, Говорухин ответил: "В этом вся и загвоздка. Если бы мы знали, кто это будет решать, то я бы пытался говорить, что необходимо вводить какие-то нравственные ограничения, поскольку человек беззащитен перед напором пошлости и гадости, которая льется с экранов кинотеатров или сценических подмостков".
По словам Говорухина, в законах трудно предусмотреть все возможные ситуации. "К примеру, ни слова мата не произнесено, но человек на авансцене расстегнул ширинку и помочился. Этого же не напишешь в законе. Нужны какие-то внутренние рамки", - отметил депутат.
-----
В общем, сколько людей, столько и мнений. Я лично считаю, что черта должна быть. Та черта, за которую нельзя переходить. Мне кажется, что на сцене не должно быть пошлости, вульгарности и похабщины.
Нет, я не ханжа и понимаю, что иногда обнаженный образ на сцене и в кино допустим, когда он несет какой-то смысл, когда без этого - никак. Так, например, наш сахалинский актер, к сожалению, улетевший на материк – Cергей Омшенецкий представал спиной обнаженным в сектакле «Оскар и Розовая дама». Но в этом образе не было никакой пошлости. А у зрителей в зале на глаза наворачивались слезы.
Но не все ведь спектакли в России такие. Может еще порнушку в театрах ставить начнут? А что думаете вы?
+7-962-125-15-15
Быть голым на сцене - то же самое: "А для чего у вас актеры все в шубах?" Или "А почему все мрачно?". Надо понять просто. Многие плюются, потому что им просто не понятен ход. У Виктюка вообще вон все артисты полуобнаженные. И всем нравится. Большинство идут посмотреть на красивые мужские тела. Наши актеры-парни когда ездили на гастроли и увидели "Служанок" - у них слюни текли, я уже не говорю о девочках))))
Спасиб, что вспомнили про "Оскара..."
Мне кажется, что у каждого человека свои грани и черты(и они действительно должны быть), заложенные родителями, подкорректированные обществом. И правильно сказал Райкин о существовании некоей внутренней цензуры "из режиссеров, художественных руководителей, критиков, зрителя и души самого художника".
И действительно, бороться за нравственность, обливая мочой это... скажем.. некоторое расхождение с благими целями.
Возможно в какие то периоды происходящее будет пугать и казаться что вот они..содом и гоморра рядом, но ведь не развратились же вусмерть греки от комедий Аристофана, от которых некоторые и сейчас испытывают как минимум чувство неловкости, а некоторые гневаются, что в театре ставят "пошлости и безнравственности".
Райкин- ты позорный ***!!!
и попробуй теперь возразить!!
И попробуй теперь мне возразить!!!
а после й, ло...