В поисках МИГа...
Где-то в районе села Бамбучки Холмского района лежат фрагменты самолета МИГ, которые вылетел с новоалександровского аэродрома в 1959-м году. Отыскать место падения никто не может до сих пор...
Не согласна с тем, что сегодняшняя молодежь не интересуется историей, в особенности своего края. Тому пример группа пешеходных туристов, которые именуют себя бандой «Бальбоа». Совершая тот или иной поход на очередную гору Сахалина, откуда открывается чудесный вид на окрестности, «предводитель» и идейный вдохновитель Денис Голубков рассказывает о том или ином историческом факте, связанным с этим местом.
Но в этот раз было немного по-другому. В разговоре со знакомой Еленой Стасеевой Денис узнал, что в районе села Бамбучки лежат фрагменты какого-то военного самолета. Начал проверять информацию. И вот что выяснилось.
В 1959 году с Новоалександровского аэродрома взлетел самолет МИГ. Он полетел в сторону западных сопок, но вскоре пропал. Что случилось с самолетом и его пилотом, выяснилось позже. Весной люди нашли в предполагаемом месте падения обломки самолета и унт с пальцем. И все. Естественно о ДНК и других экспертизах тогда речи быть не могло. Было решено, что это останки пилота Владимира Цыкина (Цикина). Унт с пальцем так и захоронили.
Пешеходные туристы побывали на этом кладбище и действительно нашли эту могилу (фотографии с места захоронения летчика предоставил Д. Голубков).
Видно, что на надгробии когда-то была красная звезда. Но ее кто-то оторвал. Также пытались снять с надгробия и самолет, но тот оказался покрепче.
Искать место авиакатастрофы пробовали сахалинцы из регионального отделения «Поисковое движение России». Только в прошлом году они отправлялись в «поля» три раза. Но пока их попытки остались без результатов. Впрочем, также и новой информации о судьбе летчика не появилось.
Попробовать свои силы в этом решили и пешеходные туристы. Денис, «используя свои каналы», отыскал в селе Чапланово Холмского старожила Юрия Федоровича Колесникова.
Он живет в селе с самого рождения. В молодые годы мужчина водил туристические группы по лесным окрестностям. В кратком разговоре по телефону Денис выяснил, что Юрий Федорович был на месте крушения МИГа.
Было решено навестить старожила, а после отправиться на поиски самолета.
Юрий Федорович, кажется, местность в округе знает наизусть. С легкостью из одного места в другое по лесу, рекам смог бы пройти с закрытыми глазами. Сейчас он на пенсии. Много времени проводит дома - болят ноги. И сопроводить к месту авиакатастрофы не может.
«Самолет лежит вот здесь, - говорит Игорь Федорович, указывая на точку на топографической карте. - А вам следует пройти отсюда вот сюда. В общем, лучше нарисую. За «горбатым» мостом подымаетесь вверх. Примерно 4 км от моего дома, если считать».
«По реке Старая утка раньше располагались японские поселения. Местами даже следы остались от них. Сохранилась старая японская дорога. Строений никаких там нет, зато посадки есть. Где первый переезд, можно будет увидеть остов моста. Правда, там остались только гнилые стенки. Только вы, ребят, поздно пришли. Сейчас снег выпал. Ничего не найдете», - дал напутствие Юрий Федорович.
Таким образом банда «Бальбоа» заполучила карту. По словам Юрия Федоровича самолет должен лежать на поляне. Правда, от него ничего толком не осталось. Только фрагменты от двигателя и хвоста. «Сердце самолета» от удара о землю образовало в месте падения воронку. Может поэтому и найти сложно это место. Ведь по спутниковым снимкам его не видно. Со слов старожила, до заветного места идти около 2- 2,5 часов. Его брат не раз бывал в этом месте, даже думал железо с самолета взять себе для лопаты.
Вооружившись полученными данными, туристы отправились в дорогу. Утро выдалось морозным.
Самое главное, никто не ожидал, что в Чапланово и его окрестностях окажется столько снега! Ведь в Южно-Сахалинске о нем даже и мечтать в ноябре этого года не приходилось.
Всё, как и говорил Юрий Федорович. Многие ориентиры туристам попадались по пути. Они явно вышли на след МИГа. Правда, не только след самолета. В некоторых местах попадались свежие отпечатки стопы медведицы и её чада. И даже черные мохнатые ушки, торчащие из-за пожухшей травы, не испугали походников.
Туристы шли к намеченной цели. Вот только путь оказался гораздо длиннее, нежели рассказывал Юрий Федорович. Одного светового дня явно не хватало. А в поход с ночевкой никто не готовился. Решено было вернуться обратно. А весной, когда сойдет снег и еще не подымется сахалинская трава, отправиться снова на поиски. Тем более, что теперь есть детальное описание пути и рукописная карта.
P.S: Если у вас есть информация об этой авиакатастрофе, позвоните в редакцию по телефону 49-15-26. Может, благодаря вашим данным удастся установить детально события того дня и причину авиакатастрофы.
Фотографии для материала предоставили Денис Голубков и Алексей Анищенко.
+7-962-125-15-15
Среди фрагментов самолета нашли кусок с заводским номером 2712, также нашли часть с бортовым номером, вероятно 05, ну и фрагмент двигателя с номером. Но в архиве пока не удалось ничего узнать по этим данным.
Это самолет МиГ-17, но это не самолет Цикина Владимира. У его самолета был другой заводской номер.