Христианское искусство

Христианское искусство

Сахалинский областной художественный музей один из немногих обладает постоянной  экспозицией христианского искусства.  В зале представлена коллекция копий древнерусских фресокXI–XVII вв., выполненные  преподавателем Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Александром Константиновичем Крыловым и его учениками; иконы и медное литье.

Собранные и представленные в одном месте памятники культуры систематизированы по временному признаку.

Экспонаты можно разделить на три  тематических раздела:

- собрание копий фресковой живописи, оригиналы которых датируются 11 – 17 веками.

-18 – 21-е века представлены тематическим разделом – иконописью.

Третий раздел музейной коллекции – медная художественная пластика представляет отдельное направление старообрядческого литья – XVIII – XIXвв.

Фреска – особый вид живописи.(с итальянского «фреско» – свежий), живопись, выполненная по сырой штукатурке. Фресковые росписи выполнялись на каменных стенах, покрытых известковой штукатуркой. 

Перед началом работы стены обычно смачивали водой, а потом наносили первый слой, состоящий из извести и песка. Когда этот слой подсыхал, то его смачивали водой и наносили следующий, второй слой штукатурки. Потом наносили еще несколько слоев один на другой, т.к. многослойная штукатурка обладала большей прочностью, чем толстый слой, нанесенный в один прием.

Фреска является труднейшей из техник живописи. Художнику нужно писать быстро по сырой штукатурке, поправлять написанного нельзя, краски после высыхания сильно изменяются в цвете и художнику приходилось угадывать, какой взять цвет, чтобы получить тот эффект, на который рассчитывал художник.

На Руси фрески и иконы, появились после принятия христианства. Тогда же началось активное строительство храмов. Князь Владимир Киевский крестившись, решил ввести христианство как государственную религию и 988г. считается годом Крещения Руси.

Князь Владимир приглашал в Киев из Византии христианских священников, архитекторов, фрескистов, мозаичистов, творчество которых оказало сильное влияние на развитие художественной культуры Киевской Руси.

В музейном собрании имеются копии фресковой живописи, оригиналы которых были созданы в период домонгольской Руси 9 – 12 вв. Самой ранней является фресковая композиция датируемая 11 веком  -«Святые равноапостольные Константин и Елена» (Софийский собор, г. Новгороде).

Фигуры Константина и Елены написаны по розовато-белому грунту  положенному тонким слоем на кладку стены. Сам копиист, основываясь на источниках,  считает, что фреска выполнена византийским мастером. Об этом можно судить и по восточному типу ликов – изогнутая форма носа и огромные глаза. Геометрические фигуры,  имитирующие драгоценные камни на одежде создают впечатление мозаичного орнамента, распространенного в Византии. Есть гипотеза что, это изображение является основой для будущей мозаики.

  В этом же соборе сохранилась фреска «Деисусный чин» (11в.)., фрагмент копии которой  расположен на соседней стене в центре.

Деисус - пер. с греч. – моление, прошение - Деисусный чин - иконографическая композиция, изображающая Иисуса Христа в архиерейском облачении с Богоматерью слева  и Иоанном Предтечей справа. Позднее «Деисус» дополняли изображениями апостолов и святых.

Следующий период древнерусской живописи с 13 до середины 15 века – время тяжелого татаро-монгольского ига, распада Киевской Руси и феодальной раздробленности. Наиболее значимыми художественными центрами являлись Новгород и Псков.  Эти города смогли сохранить свою независимость, и их школы стали хранителями традиций древнерусской живописи.

5 сюжетов 14 века и 8 сюжетов 15 века из собрания копий фресковой живописи, укладываются в данный период:

14 век: Богоматерь с младенцем Иисусом; Ангел; Голова святителя; Спас нерукотворный; ангел, несущий апостола; (оригиналы из Церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря близ Пскова).

Спас нерукотворный – особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или черепии.  Согласно православному преданию, Нерукотворный образ Христа был запечатлен для эдесского царя Авгаря после того, как посланный  им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отер  (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику вместе с письмом для царя  (с исповеданием веры). Был помещен в нише над городскими воротами Эдессы; впоследствии, при язычниках  замурован. Обретен в 545 г.  Вместе с новым отпечатком – на черепице, в 944 г перенесен в Константинополь

15 век представлен  следующими сюжетами:

«Пророк царь Соломон и голгофский крест»; Фигуры пустынножителей; Антоний великий;  (Саввино-Сторожевский монастырь, г. Звенигород).

Обратите внимание на композицию «Пророк царь Соломон и Голгофский крест» в нижней части изображен Голгофский крест,  по сторонам которого атрибуты мученичества Христа – копье и губка. Согласно евангельскому преданию один из воинов поднес к губам умирающего и просящего пить  Христа, губку, пропитанную уксусом. Другой воин, проверяя, жив ли Христос,  проткнул его копьем, кровь брызнула,  и жестокость человеческая свершилась.

Вторая половина 15 – 17 вв. – время объединения русских земель вокруг Москвы, когда закладывались основы единой российской государственности.

Монументальная живопись 16 века представлена 7-ю сюжетами Рождественского собора Лужецкого монастыря города Можайска: Ангел со свитком; Ангел в белом плаще;

  Центральная верхняя копия росписи из Можайского Ферапонтова Лужецкого монастыря нач. 16в., Шестикрылый херувим, охраняющий врата рая.

Херувим – неизменный охранитель Райских Врат, Горного мира, Небесного Иерусалима, обладающий способностью познавать Божественный разум и передавать  низшим ангельским чинам  и людям знания о Боге. Данное изображение находилось в нишах оконных проемов храма и составляло огромную композицию «Страшного суда».

Самая поздняя фреска в экспозиции  -  копия композиции «Воскресение – Сошествие во ад» (17в.)расположена на стене  напротив входа в зал. Эта композиция, была очень популярна в Древней Руси т. к. она посвящена главному церковному празднику – Пасхе. Ведь Пасха – Воскресение Иисуса Христа – кульминация, высшая точка всей евангельской истории. В изображенном сюжете представлен Иисус Христос, который спустился в ад, черную дыру, для того чтобы благословить и вывести людей уверовавших в него. Предельно наглядно раскрывается смысл Воскресения Христа, как победы над смертью, как спасение от тлена и адской бездны.

ИКОНА– (с греч. – образ) – изображения Иисуса Христа, Богоматери, святых, которые призваны напоминать о священных событиях. Иконы писались на липовых и сосновых досках. Дерево на Руси было доступным и дешевым материалом.

Доску сверху покрывали  тканью (паволокой), затем меловым грунтом (левкасом), потом наносились контуры рисунка, по которым писали красками. Краски иконописцы растирали на яичном желтке, поэтому они были яркими и прочными. Сверху икону покрывали олифой (мазь, масло) – веществом на основе растительного масла, образующим пленку.

Русские люди давно  издревле считали свою землю «уделом Богоматери». Бесконечно число изображений Богоматери, написанных красками, вырезанных из камня, дерева, кости.

В иконе все особое. И само изображение, где почти нет глубины, где или нет объемов, или они совершенно иные, отличные от тех, что мы видим в жизни. И сам художник – особый, и само создание иконы – необычно. Из поколения в поколение строго обучались художники – иконописцы, многие из которых были монахами, а многие из монахов не знали, что такое личное желание, свобода или воля. Да и само написание иконы трудно себе представить современному человеку. Например, Андрей Рублев – великий живописец в иконописи, прежде чем приступить к созданию новой иконы, принимал длительный пост и уединение. По обычаям того времени, он должен был очистить тело и мысли, чтобы иметь право приступить к священному изображению священных божеств. Так что икона с самого первого появления ее в мир являет собой святыню, освященный предмет, почти само божество, по представлению религиозных людей, которому и поклонялись через молитву, а потому и обращались с ней с величайшей почтительностью и смирением.

В экспозиции  представлена медная пластика 18 – нач.20 вв. Меднолитая пластика  – крупный пласт русской культуры,   замечательное явление, уникальное по своей цельности и художественной структуре, полноценное по своим эстетическим  свойствам и глубоко национальное по существу.  

Большой популярностью среди старообрядцев пользовались различные виды крестов, в которых отразились особенности старообрядческого учения. Они признавали лишь восьмиконечные кресты, объясняя свое пристрастие к подобной форме тем, что именно ее считали подлинной, первоначальной. Исключение делали старообрядцы лишь для крестов-тельников, отливавшихся в форме четырехконечных, но обязательно с гравированным изображением восьмиконечного креста. Композиция креста часто бывает отличительным признаком его происхождения. 

Включает в себя девять неподвижных праздников, отмечаемых в одно и тоже время: Рождество Богородицы, Воздвижение креста, Введение во храм, Рождество Христово, Богоявление (Крещение), Благовещение, Сретение, Преображение и Успение Богородицы – и три подвижных, связанных с пасхальным циклом: Вход в Иерусалим, Вознесение и Сошествие св. духа на апостолов.           

Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
0
Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите